В мире, где творчество и инновации становятся ключевыми факторами успеха, важно не только развивать свой талант, но и уметь монетизировать его. В статье рассмотрим, как выстроить работающую финансовую модель в бизнесе, связанном с творчеством, и какие стратегии могут помочь в этом процессе.
Планирование бюджета и реалистичные ожидания при разработке игр
Множество креативных команд с перспективными продуктами сталкиваются с проблемой исчерпания бюджета на завершающем этапе разработки. Такая ситуация характерна не только для российских студий — это глобальная проблема креативной индустрии. По приблизительной оценке от 50% до 80% игр для ПК и консолей, разработка которых уже началась, в итоге не добираются до этапа выхода на рынок. Так, более 50% игр-сервисов, созданных Sony, были отменены или провалились на релизе.
Многие современные студии терпят крах, не сумев достичь своих целей из-за неспособности правильно оценить и монетизировать свои продукты. Несмотря на наличие талантливых специалистов и качественного продукта, запуск откладывался или вовсе не происходил из-за финансовых ограничений.
Чтобы подобного не произошло, важно понять, из чего складывается бюджет проекта. Обычно он состоит из внутренних средств и привлеченных грантов или дополнительных инвестиций. Также стоит учитывать потенциальную монетизацию будущей игры.
Рынок диктует свои условия, и нужно заранее проанализировать, сколько можно заработать на определенной игре. На основе этого анализа можно определить, сколько средств реально выделить на проект. После этого составить план действий (таймлайн), который помогает оценить, удастся ли реализовать задуманное в установленные сроки.
Случается, что разработчики ставят перед собой амбициозные цели, стремясь заработать в 3, 7, 10 или даже 100 раз больше, чем они вложили на старте. Но рынок достаточно непредсказуем, не говоря уже про «черных лебедей» (финансовый кризис, пандемия), последствия которых для игровой индустрии сложно оценить или предсказать. Поэтому при составлении прогнозов важно ориентироваться на аналитику и сохранять адекватность, учитывая не только свои амбиции, но и бизнес-аспекты.
Также важно понимать, что если команда выпустит несколько неудачных игр подряд, следующей может просто не быть. Инвесторы не дадут средств на новый проект.
Опираясь на опыт актуальных проектов WATT Studio, таких как игра по мотивам сказок и традиций русского балета Tsarevna («Царевна») и подростковый шутер Plushes («Плюшес»), могу дать следующие рекомендации по управлению финансами:
- Сформируйте и утвердите бюджет, охватывающий все необходимые статьи расходов. Важно не только согласовать все статьи расходов, но и убедительно защитить их перед владельцами проекта и инвесторами.
- Будьте готовы к корректировкам уже через неделю после старта проекта. В течение месяца бюджет может измениться значительно и вырасти на 10–15%. Однако, несмотря на эти изменения, важно удерживать основные показатели в установленных рамках.
- Контролируйте, чтобы текущие расходы не превышали 80% от запланированного бюджета. Оставшиеся 20% зарезервируйте для непредвиденных обстоятельств.
Следуя этим принципам, можно значительно увеличить шансы на успех и своевременный выход проекта.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Инструменты и методы для оптимизации производственных процессов
В игровой индустрии для оптимизации производственных процессов и снижения затрат применяются различные инструменты и методы. Например, в России для управления проектами и совместной работой часто используется связка сервисов Jira, Confluence и Slack:
Jira — система управления проектами, позволяющая отслеживать задачи, управлять релизами и проводить спринты.
Confluence — база знаний, используемая для хранения документации, блогов и других материалов, связанных с проектом.
Slack — платформа для командной коммуникации, где можно обмениваться сообщениями, организовывать каналы и интегрировать другие инструменты.
Также используются и другие сервисы:
- Favro предлагает гибкие и настраиваемые доски для отслеживания прогресса и управления задачами.
- Holst. Онлайн-инструмент для совместной работы, позволяющий создавать и управлять проектами, проводить мозговые штурмы и встречи в режиме реального времени.
- Asana. Сервис интегрируется с электронной почтой, имеет мобильные версии и доступен бесплатно для команд до 10 человек. Доступна русскоязычная версия.
- Битрикс24. В составе системы — микроблоги, задачи, файлохранилище с контролем версий, календарь, фотогалереи, мессенджер, экстранет, CRM, маркетинг, бизнес-процессы, учет рабочего времени, профайлы и отчеты.
Для управления проектами и совместной работы в области компьютерной графики наша команда использует специализированные таск-менеджеры. Основным инструментом на сегодня является Cerebro. В систему мы загружаем ежедневные отчеты (дейлизы), что позволяет каждому пользователю студии видеть, когда была выполнена та или иная задача. Это помогает выявлять проблемы с возможным несоблюдением сроков и перерасходом бюджета.
Сроки выполнения задач доступны всем пользователям, а информация о расходах — только для административного персонала, включая генеральных продюсеров и других ключевых сотрудников.
Благодаря такому подходу можно точно определять, где были допущены ошибки. Например, задачи выполнялись не в срок или, наоборот, слишком быстро. Это позволяет корректировать планы на будущее с учетом накопленного опыта и улучшать процессы.
Стандарты качества на каждом этапе производства: как их внедрять и поддерживать
В процессе производства игры или другого креативного проекта часто возникают ситуации, когда из-за ошибок, недоработок или не до конца согласованных материалов приходится вносить множество правок. Это приводит к дополнительным затратам — как временным, так и финансовым. Чтобы избежать подобного, важно соблюдать последовательность этапов работы и своевременно вносить необходимые изменения.
Например, условно выделим 6 этапов в производстве игры. Допустим, команда завершает первый этап и видит, что концепт главного персонажа нуждается в доработке, но из-за поджимающих сроков принимает решение двигаться дальше, а доработку реализовать в процессе. Однако велик риск, что из-за этой недоработки проект застопорится на третьем этапе, тогда придется вернутся к первому и второму этапу и пройти еще один дополнительный круг. То есть вместо одной дополнительной итерации получится уже несколько.
Чтобы реализация проекта была успешной, необходимо сделать следующее:
Четко распределить роли и обязанности внутри команды. Каждый участник должен понимать свою зону ответственности и следовать заранее утвержденной последовательности действий.
Учитывать, что некоторые элементы будут утверждаться на нескольких этапах. Есть ключевые элементы, такие как локации, образы главных героев. Необходимо следить за тем, чтобы все участники команды были в курсе изменений и своевременно их утверждали.
Регулярно проверять статусы задач и напоминать о необходимости выполнения взятых на себя обязательств. Иногда участник команды автоматически говорит «ок», но не выполняет обещанное. Контроль статуса помогает своевременно обнаруживать такие проблемы.
Утвержденная последовательность этапов, распределение ролей и проверка статуса задач помогает сократить количество нужных итераций и не допустить, чтобы, к примеру, недоработанный персонаж ушел на этап анимации.
Стратегии монетизации игр: как выбрать наиболее перспективную
При выборе стратегии монетизации многое зависит от жанра игры, ее специфики, а также от продолжительности.
Free-to-play (бесплатный доступ к игре, для доступа к некоторым функциям или контенту могут требоваться внутриигровые покупки) — один из популярных способов монетизации. Однако эта система довольно сложна для встраивания в игру, и начинающие разработчики вряд ли смогут с ней справиться. В результате команда и инвесторы потратят деньги на создание игры, но не смогут удержать пользователей с помощью сложной системы монетизации.
Премиум-модель оплаты, которая предполагает единоразовый платеж за доступ к полной версии игры кажется более выигрышной. Вы просто берете калькулятор и начинаете умножать: «Хочу продать свою игру 1 000 000 раз по доллару, у меня будет 1 000 000 долларов». Безусловно, это лишь условная схема расчета. При декомпозиции важно также учитывать затраты на производство, маркетинг, PR, комиссию платформ и другие сопутствующие расходы.
При этом не стоит забывать, что на рынке существует множество бесплатных игр, которые успешно «соперничают» с премиум-играми за внимание игроков. Поэтому, чтобы убедить человека заплатить за игру от 5 до 20 долларов, его нужно чем-то удивить. Проект должен быть интересным, давать уникальный пользовательский опыт, создавать wow-эффект, желание поделиться в соцсетях, рассказать друзьям.
Подписочная модель — еще один вариант монетизации игры. Одно из ключевых достоинств модели, предполагающей монетизацию через подписку, это предсказуемый и регулярный доход для создателей игры. Подписки помогают сохранить интерес к игре на протяжении долгих временных периодов. Плюс те пользователи, которые оплатили доступ, обычно играют чаще и активнее.
Важно и то, что при такой модели возрастает вероятность, что случайный игрок захочет остаться надолго, поскольку для новых подписчиков обычно действуют очень выгодные условия, которые позволяют оценить полный функционал за небольшую сумму и втянуться в игру.
Один из недостатков модели — необходимость постоянно поддерживать высокий уровень контента. Если обновления не будут выходить регулярно, игроки, который ждут новый контент по подписке, могут потерять интерес к игре. Нельзя просто заявить: «Добрый день! У меня крутая игра, оплатите подписку, обещаю быть классным как Netflix». Разработчикам может потребоваться больше дополнительных ресурсов и усилий, чтобы соответствовать ожиданиям игроков.
Как мы выбирали стратегию
Учитывая уникальную концепцию игры Tsarevna («Царевна»), ее визуальную красоту, сложность и интерес, мы планируем использовать премиум-модель распространения. На данный момент это основная идея.
Управляя царевной, участники игры должны будут противостоять мифическим чудовищам, демонстрируя свою ловкость и внимательность. Каждое сражение — это танец, в котором шаги, прыжки и удары мечом образуют единую композицию.
Прежде чем принять решение о формате монетизации проекта, мы проанализировали игровой рынок и схожие по жанру проекты.
Как заранее определить, какая модель монетизации будет оптимальна? Все зависит от исходных данных проекта. Например, если команда претендует на гранты, возможно, ей потребуется сделать игру бесплатной или установить цену не выше определенной суммы.
Важно исследовать рынок, изучать действия конкурентов и их успехи. Определите направленность игры и создайте модель, которая поможет достичь максимального экономического успеха. И не забывайте, что игру нужно все-таки выпустить, чтобы заработать на ней.
Выход на международные рынки: нюансы локализации
При выходе на зарубежные рынки нужно помнить, что конкуренция здесь такая же острая, как на Олимпийских играх. Чтобы добиться успеха, нужно быть на голову выше своих соперников и тщательно готовиться. Даже если предварительная подготовка займет два года — оно того стоит!
Емкость международного рынка выше. В январе 2025 года аналитическая компания Newzoo опубликовала отчет, в котором сообщается о росте мирового рынка видеоигр до $187,7 млрд. в 2024 году. Это на 2,1% больше, чем в 2023 году, но все же меньше, чем в рекордном 2021 году.
В 2024 году сегмент консольных игр составил — $51,9 млрд., а компьютерных — $43,2 млрд. Эти данные свидетельствуют о значительных изменениях в структуре индустрии развлечений.
Когда команда только начинает работать на новом рынке, главная задача — стать заметными. Это достигается благодаря высокому качеству продукта и продуманному маркетингу. Важно предпринять и другие шаги.
Локализовать проект. Игра или видеопроект должны быть переведены на основные языки стран, на которые нацелен проект, и адаптированы под местные культурные особенности. После того как перевод выполнен, необходимо уделить внимание локализации. Это особенно важно, если вы регулярно обновляете игру, открываете новые места и добавляете сюжетные линии. Так делают разработчики Genshin Impact, которые постоянно создают новые регионы для исследования и вводят персонажей.
Рассмотреть возможность сотрудничества с местными издателями, дистрибьюторами или другими компаниями, которые помогут выйти на новые рынки. Это может ускорить процесс и снизить риски.
Участвовать в международных выставках и конференциях. Это отличная возможность собрать реальный фидбек от потенциальной аудитории. Например, игру Tsarevna («Царевна») наша студия представляла в Индии, на крупной книжной выставке — World Book Fair 2025 и собрала отличный фидбек и полезные контакты.
Разработать стратегию маркетинга, которая будет адаптирована под разные рынки. Используйте социальные сети, блоги, видеохостинги и другие платформы для продвижения игры.
При выходе на международный рынок важно соблюдать местное законодательство, поддерживать связь с игроками и комьюнити. Если команда правильно оценивает свои силы, востребованность продукта и емкость рынка, то все инвестиции в выход на новый рынок будут оправданы.
Главное
Прежде чем запускать проект в креативной индустрии, учитывайте ряд важных нюансов:
- Оцените все статьи расходов и потенциальные источники дохода. Бюджет должен быть реалистичным, учитывать возможные корректировки и непредвиденные обстоятельства.
- Текущие расходы не должны превышать 80% бюджета, а оставшиеся 20% нужно зарезервировать для непредвиденных обстоятельств.
- Популярные сервисы и инструменты, такие как Jira, Confluence, Slack, Cerebro, помогают эффективно управлять задачами, совместной работой и финансами. Многие из них интегрируются с электронной почтой, имеют мобильные версии и предоставляют множество функций для управления проектами.
- Чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию монетизации для вашей игры, проведите исследование рынка, изучите действия конкурентов и оцените их результаты.
- Локализация игры на международных рынках требует не только перевода, но и тщательного анализа и адаптации контента для разных культур.