Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Гибкие офисы — тренд, который активно обсуждается последние несколько лет. Но стал ли он реальностью? Поговорим о том, как меняется офисное пространство и что ждёт его в будущем.

Гибридный график и гибкий офис

Для начала разберёмся с терминологией. Важно различать гибкий формат работы и гибкое офисное пространство. Первый подразумевает идею о том, что сотрудники могут быть продуктивными независимо от того, когда и где они выполняют свою работу и предполагает сочетание удалённой и очной работы. Второй — это организация рабочего пространства, предлагающее сотрудникам технические решения и варианты того, где и как они работают на месте при выполнении функциональных задач. В гибком офисном пространстве сотрудники имеют свободу выбора предпочитаемого рабочего пространства в зависимости от того, что им нужно сделать.

Гибкий же офис — это просто готовые рабочие места или пространства с более комфортными (гибкими) по сравнению с традиционным офисом условиями аренды и с набором дополнительных сервисов. В этом смысле предлагаемые операторами готовые решения хоть и универсальны, но не могут учитывать индивидуальные параметры пользователей в части операционных задач и текущих бизнес-процессов, характерных для конкретных организаций.

Проект KUBRAVA PROJECT
Проект KUBRAVA PROJECT

На фото проект для Winline

На фото проект для Winline

Поэтому далее мы будем говорить о гибком офисе в контексте эффективного кастомизированного рабочего пространства, отвечающего целям и стратегиям компании, а также обеспечивающее сотрудникам оптимальные условия, основываясь на типах их работы.

Тренд на гибкие офисы сформировался по нескольким причинам. С одной стороны, в условиях волатильности компании ищут решения, которые позволяют адаптироваться к изменениям в требованиях и приоритетах в любой момент времени проекта. С другой, он является следствием нового запроса людей — желания находиться в офисах не 100% своего рабочего времени.

Работодатели и сотрудники сошлись на гибкости, стремясь, с одной стороны, сократить расходы и повысить производительность, а с другой — добиться лучшего баланса между работой и личной жизнью.

Проект Winline от KUBRAVA PROJECT
Проект Winline от KUBRAVA PROJECT

На фото проект для Winline

На фото проект для Winline

Согласно данным Nature, гибридный график признан наиболее эффективным для сотрудников. По результатам исследования, он снижает число увольнений на руководящих должностях и повышает удовлетворённость сотрудников. Это подтверждают и социологические исследования. По информации Level Group, 42% россиян хотят гибридный график.

В то же время, согласно многим отечественным и зарубежным опросам и исследованиям прошлого года, большинство работодателей намерены вернуть сотрудников в офисы и активно работают в этом направлении.

При этом, половина компаний сталкиваются с высоким оттоком сотрудников, треть испытывают трудности с набором персонала, а ¾ сотрудников декларируют готовность уволиться, если их обяжут вернуться в офис.

Страх потери контроля и эффективности вкупе с отсутствием успешного опыта построения процессов работы распределенных команд, мешают компаниям сбалансировать интересы сторон организовав эффективные офисы в необходимом объеме как для решения корпоративных и функциональных задач, так и для тех, кто предпочитает работе из дома личное взаимодействие с коллегами и свое рабочее место. Специализированное аналитическое исследование рабочих процессов и функционального взаимодействия позволяет сформировать стратегию работы с персоналом и организации рабочего пространства.

Корпоративная культура — ключ к гибкому офису

Небольшой, но показательный пример. К нам пришла компания, которая организовала в офисе кофе-пойнты с зонами для коллабораций, но они оказались невостребованными. Почему? Исследование показало, что причина — в корпоративной культуре. Руководство не поддерживало среди сотрудников неформальную коммуникацию. Общаешься с коллегами не по работе? Значит, “лоботрясничаешь”. Это сводило на нет все попытки использовать кофе-пойнт для кросс-функционального взаимодействия.

По этой причине мы рекомендуем перед трансформацией офисного пространства в гибкий формат изучить внутренние процессы. Провести анализ поведения, корпоративной культуры, скрытой динамики, привычек работников. Это помогает понять, что происходит на самом деле, как сотрудники используют офис, что мешает их эффективности, а что мотивирует.

При этом нужно учитывать не только функциональные, но и дисфункциональные привычки. Для одного из проектов мы изучали причины низкой утилизации (степени полезного использования) 400 рабочих мест в офисе. Одним из основных триггеров оказалась плохая шумоизоляция. Сотрудники предпочитали работать из дома, так как даже на 30% заполненный офис создавал серьёзный акустический дискомфорт и порождал конфликты. Например, аналитикам мешал громкий отдел продаж, что вызывало неудобство для всех сторон.

Важное дополнение: существующие стереотипы — не то, на что нужно опираться при анализе. Есть мнение, что айтишники — интроверты, а в PR развита коллаборация между людьми. На деле в каждой компании всё индивидуально и находится под влиянием множества факторов.

Проект от KUBRAVA PROJECT
Проект от KUBRAVA PROJECT

На фото проект для Winline

На фото проект для Winline

Гибкий офис — это резонанс с ценностями компании

Когда офисное пространство не используется на полную мощность, проблема часто кроется во внутреннем протесте сотрудников. А протест возникает, если декларируемые ценности расходятся с реальностью.

Например, сотрудников призывают чаще приходить в офис, а само руководство посещает его раз в полгода. Если нет “амбассадоров” рабочего процесса, то и организован он правильно не будет.

Аналогичная ситуация возникает в компаниях, где директивно устанавливают обязательное посещение. Яркий пример — Apple. После пандемии руководство в приказном порядке сообщило сотрудникам, что им нужно появляться в офисах не менее 3 раз в неделю. Это шло вразрез с самим позиционированием бренда — возможностью работать из любой точки мира. Результат — публикация петиции от сотрудников против возвращения в офисы.

Не все компании готовы к внедрению гибридных форматов. Среди распространённых ошибок — отсутствие анализа поведения, директивный подход и неэффективное использование офисных пространств.

Бизнес говорит: “Нам нужен коворкинг!” В ответ нужно задать вопрос: “Нужен коворкинг, чтобы что?” Непонимание целей тормозит развитие. Гибридные офисы — это не аксиома, а направление, в котором развивается корпоративный мир.

Проект от KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT
Проект от KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT

На фото проект для Winline

На фото проект для Winline

Задача — найти баланс площадей

Сейчас основная дискуссия сводится к тому, как оптимально организовать офисное пространство, чтобы сотрудники хотели возвращаться в офис. Многие компании столкнулись с дилеммой: рабочих мест не хватает, при том, что утилизация рабочих мест низкая и офисы пустуют, а аренда слишком больших площадей продолжает «съедать» значительные бюджеты.

Один из наших заказчиков попал в подобную ловушку. Число сотрудников росло, компания столкнулась с дефицитом переговорных комнат. На деле оказалось, что сотрудники просто не могут рационально использовать переговорные зоны, находясь по два-три человека в помещениях на 12 человек. Большие помещения оставались недозагруженными, а для малых встреч сотрудники не находили места. Этот пример подчёркивает важность аналитики и точных цифр при организации пространства. Нужное решение — адаптировать помещения, а не расширять площади.

Гибкий офис должен управлять разными форматами взаимодействия

Много примеров удачного внедрения гибкого офиса. Для одного из проектов организовали зоны — от тихих мест для работы и кабинок до спортзон, лаунж-зон и фреш-баров. Разнообразие позволяет сотрудникам выбирать формат, наиболее подходящий их задачам. Люди чувствуют себя свободно и могут спокойно перемещаться из зоны в зону. Это история про сильную корпоративную культуру. При этом, в ходе работы, компания утвердила план по двукратному росту численности сотрудников.

Пространство должно быть не просто красивым, но и функциональным. А ошибки в планировании ведут к падению продуктивности. По-настоящему гибкий офис — это баланс площадей и форматов, который помогает решать как задачи сотрудников, так и задачи бизнеса с учетом возможных изменений.

Проект офиса KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT
Проект офиса KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT

На фото проект для Winline

На фото проект для Winline

Маркеры для изменений в офисе

Когда компании следует задуматься об изменениях:

  • низкая утилизация рабочих мест;
  • жалобы сотрудников на неудобство рабочего пространства;
  • ухудшение корпоративной культуры;
  • проблемы с производительностью.

Нужно также понимать взаимное влияние: пространство формирует культуру, а культура формирует пространство. Только так это и работает.

Мы рекомендуем проводить чекап рабочего пространства как минимум раз в год, чтобы превентивно выявлять деструкторы и находить возможности для улучшений.

Гибридные офисы — не просто модный тренд, а стратегический шаг для компаний, которые хотят сохранить лидерство и конкурентоспособность привлекая и удерживая таланты.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Руслан Кубрава
Руслан Кубрава

О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации