Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Любой сотрудник мечтает, что руководитель скажет: «Отложите все рабочие задачи, сегодня весь день мы будем играть». И даже если бухгалтер не умеет в «Уно», а грузчик не разобрался в правилах «Монополии», игре все равно быть. Ведь деловые игры — это не столько про победу, сколько про участие и развитие профессиональных и личностных качеств сотрудников, сплочение и коммуникацию. В статье далее мы поговорим о том, что такое деловая игра и как она помогает бизнесу.

Про метод деловой игры

Метод деловой игры — это способ корпоративного обучения, при котором сотрудники погружаются в симуляцию каких-либо ситуаций. Метод позволяет концентрированно прожить в игре те обстоятельства, на которые в жизни ушли бы недели, месяцы, а то и годы. Этот опыт меняет человека — его навыки, стратегии поведения, личностные черты характера. У игры широкий спектр применения: тимбилдинг, адаптация новичков, сессии мозгового штурма для генерации контента, развитие профессиональных компетенций, hard и soft skills, отработка неординарных ситуаций.

Деловая-игра — это игровой формат развития и обучения сотрудников. В ней есть правила, роли, сюжет и сценарий, игровые механики и реквизит — если требуется.

Цель деловых игр — создать и прожить новый опыт, который потом трансформируется в навыки, поведенческие стратегии и знания.

Сюжет игры можно придумать самостоятельно или заказать готовые разработки для решения определенных задач бизнеса. Чем нагляднее и увлекательнее игра, тем больше вовлеченности сотрудников и, соответственно, положительного результата можно получить.

Знакомый всем пример игрового упражнения — «Продай мне ручку». Правда, в привычном виде этот прием весьма примитивен и мало полезен. Серьезные деловые игры, о которых мы поговорим далее, могут вовлекать в игру целые отделы и длиться часами. Они требуют высокой компетенции ведущего, включают реквизит, игровые компоненты и более развернутые правила.

Готовые решения деловых игр и профессиональная разработка под нужды компании работает лучше, чем шаблонные задачи с просторов интернета.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Виды деловых игр

Формат деловой игры можно подобрать под любую задачу и любые возможности бизнеса. При выборе в первую очередь обращайте внимание на требования игры: по времени, месту, количеству игроков, реквизиту и бюджету.

Настольная деловая игра
Настольная деловая игра

Бизнес-симуляция “Завод роботов” на кросс-функциональное взаимодействие

Бизнес-симуляция “Завод роботов” на кросс-функциональное взаимодействие

Навыковые игры. Зачастую это коробочные решения, которые помогают отрабатывать конкретные навыки и работают на сплочение коллектива. Этот вид игр организовать проще остальных: достаточно купить реквизит, собрать несколько человек вместе за столом и начать. Не требуют больших затрат по времени, силам, финансам, а повторять можно многократно.

Например, игра может развить навыки самопрезентации, эмоционального интеллекта, умение давать конструктивную обратную связь собеседнику.

Бизнес-симуляции. В игре происходит моделирование реально происходившей или возможной бизнес-ситуации, воссоздается часть рабочей деятельности или ключевые и характерные ее черты для обучения. Игрокам нужно «отработать» ситуацию, показать максимальный результат. Часто формат симуляции используют для развития управленческих навыков и для обучения работе с неординарными и сложными ситуациями.

Например, игра может учить участников управлять материальными ресурсами, временем и людьми в рамках проектной деятельности.

Бизнес-квесты. Это игровые сценарии с последовательными заданиями. Их часто используют для обучения и сплочения больших команд, отделов. Задача сотрудников — последовательно решить игровые задачи, переходя от станции к станции. В игру может быть заложена механика путешествия, поиска. При выполнении бизнес-квеста важна командная работа. Такие игры часто направлены на прокачку межличностных отношений, навыка управления конфликтными ситуациями и умения действовать в стрессовых условиях.

Например, бизнес-квест может научит вести переговоры, заключать выгодные сотрудничества, разрешать конфликты, если механика игры — последовательные встречи и общение с разными бизнес-партнёрами.

Контентные деловые игры для бизнеса. Сотрудники погружаются в роли коллег, клиентов или партнёров, развивая навыки коммуникации, эмпатии и стратегического мышления. В ходе игры участники не просто действуют в рамках сюжета и ролей, но и создают свой контент, который может быть полезен компании после мероприятия.

Например, в ходе игры могут появляться креативные идеи новых продуктов, видение образа своего бренда и компании, планироваться запуск новых проектов. В конце игры у участников есть готовый материал или наработки — этот результат можно использовать в дальнейшей работе компании.

Бизнес-игры. Иногда бывает, что не очень понятно, куда отнести конкретную игру, к какому типу она относится. Например, она может сочетать в себе черты из разных разновидностей. Или игра разработана специально под задачи компании и не вписывается в типологию. Тогда их часто называют просто бизнес-игры. Но название — не главное, важнее, чтобы игра решала конкретные задачи.

Также деловые игры классифицируют по их назначению. Существуют:

  1. Личностные игры. Они помогают определить сильные и слабые стороны сотрудников, увеличить мотивацию, предотвратить профвыгорание и наполниться внутренними ресурсами для достижения целей.
  2. Диагностические игры. Их задача — определить квалификацию и личные качества сотрудников. Такие игры можно проходить до или после корпоративного обучения, а также при выборе кандидата на должность.
  3. Навыковые игры. Они нацелены на приобретение или развитие профессиональных навыков, а также на внедрение новых знаний в повседневные рабочие бизнес-процессы.
  4. Командообразующие игры. Их цель — сплочение коллектива, повышение командного духа в компании, улучшение деловой коммуникации между коллегами.
  5. Творческие игры. Они направлены на раскрытие творческого потенциала, развитие креативного мышления, поиск инновационных решений, создание нового продукта.
  6. Проектные игры. Чаще всего это ситуационные игры-кейсы, когда команде нужно решить конкретную бизнес-задачу. Цель — нахождение новых идей, поиск решений, улучшение текущих бизнес-процессов. Это наиболее прикладные игры, которые больше всего ориентированы на конкретные задачи компании.
  7. Проблематизирующие игры. Они выявляют проблемы, запуская процесс их решения. Например, можно не только обнаружить внешние причины низкой эффективности менеджеров или проблемные зоны в коммуникации между отделами, но и активировать внутреннюю мотивацию для их устранения.
  8. Информирующие игры. Они помогают донести информацию до сотрудников, погрузить их в новую тему. Например, при переходе на новую методологию управления проектами или принятие компанией новой стратегии развития.
  9. Развлекательные игры. Они содействуют эмоциональной разрядке и тимбилдингу. Нужны для поддержания доверительной атмосферы в коллективе.

По способу проведения бывают:

  1. Онлайн-игры. Существуют компьютерные игры для одного пользователя и большие бизнес-симуляции для одновременного прохождения командой. Или перенесенные в онлайн различные экономические стратегии и обучающие бизнес-тренажеры. Преимущество проведения деловых онлайн-игр — это возможность удаленного участия всех членов команды. Это особенно важно для сотрудников, которые работают дистанционно. Минус — нет физического погружения в игру, а быстрая и эффективная коммуникация затруднена.
  2. Офлайн-игры. При этом формате проведения игры участники погружены в процесс и находятся в непосредственном контакте с коллегами. Их не отвлекают звонки и письма на почту, они сконцентрированы на игре, что делает офлайн-формат более эффективным. Личное взаимодействие увеличивает результат от игры, а также повышает корпоративную культуру в компании.
  3. Гибридные или смешанные игры. В гибридных играх сочетаются цифровые и физические элементы. А в смешанных могут принимать участие несколько команд — одни играют в онлайне, другие в оффлайне.

Выбор деловой игры зависит от задач бизнеса.

Что не относится к деловым играм

Часто деловые игры путают с тренингами и тимбилдингами. Это не совсем верно, так как бизнес-игры имеют другие цели и механики.

Чем различаются разные способы обучения и сплочения команды
КритерийТимбилдингБизнес-тренингДеловая игра
Цель
Сплочение коллектива
Обучение и развитие конкретного навыка
Обучение и развитие совокупности навыков, анализ, работа над сплочением
Участники
Весь коллектив
Определенный отдел, сотрудники, которые работают над одинаковыми задачами
Группа сотрудников, которая работает над проектом, в том числе кросс-функциональная; весь коллектив
Следование регламенту
Отсутствие регламента и правил
Строгое следование регламенту, обучающему плану
Адаптивные игровые механики, много разных вариантов под задачи компании
Время
Временные рамки определены форматом мероприятия, могут быть свободными
Установлено заранее
Может меняться, время партии зависит от коллектива и других вводных
Результат
Сплочение коллектива и получение эмоционального опыта
Развитие определенных навыков, но иногда недостает их проверки на практике
Совместно пережитый командой опыт, который способствует сплочению коллектива и развитию навыков у сотрудников

Выбор формата зависит от того, какие цели вы преследуете. Деловая игра представляет собой соединение задач тренинга и тимбилдинга. Она подходит, если нужно одновременно и повысить профессиональные компетенции сотрудников, и поработать над сплоченностью коллектива.

Также к деловым играм нельзя относить подвижные мероприятия — бег в мешках, командные соревнования по пляжному волейболу и другие активные мероприятия часто проводят в рамках тимбилдинга. Но подвижные игры не предназначены для приобретения профессиональных навыков, они не становятся причиной изменений в человеке. Основная их задача — прокачать умение работать в команде, улучшить коммуникацию в группе или просто получить эмоциональную разрядку.

Многие компании вносят в рабочий процесс игровые механики, то есть геймифицируют повседневные задачи — это тоже нельзя приравнять к деловой игре. Несмотря на то, что такой подход полезен, он работает скорее на мотивацию и вовлеченность, чем на приобретение навыков. А вот чтобы закрепить какое-то умение часто применяют игровые упражнения. Это быстрые задания, которые нацелены на отработку конкретного навыка, например, презентовать товар, отрабатывать возражения в продажах или искать положительные стороны в любой ситуации.

Зачем бизнесу использовать деловые игры

Рассмотрим, какие цели деловой игры можно реализовать и каких результатов получится добиться.

Диагностика кадров. Игра помогает выявить текущий уровень членов команды. Сотрудники уже в процессе игры понимают, какие слабые стороны у них есть, а также начинают работать над их исправлением.

Диагностика помогает руководителю сформировать кадровый резерв из перспективных сотрудников, найти скрытых лидеров и определить, какие обучающие тренинги или игры нужно провести для повышения эффективности работы всего коллектива.

Профессиональное развитие. Игры могут быть направлены на обучение конкретному навыку. В таком формате сотрудник быстрее усваивает материал, приобретает опыт и учится использовать умения на практике.

Развитие корпоративной культуры и сплочение. В ходе игры сотрудники лучше понимают и разделяют ценности компании, чувствуют себя частью организации, учатся доверять коллегам и сотрудничать для достижения общей цели.

Повышение эффективности коммуникаций. Коллеги учатся вести переговоры, отрабатывать возражения, выступать публично, презентовать товары и услуги, убеждать, аргументировать и слушать других.

Умение планировать, управлять, делегировать. Особенно важно для топ-менеджеров, которые получают навыки стратегического планирования, учатся оценивать риски, находить пути решения из сложных ситуаций, каскадировать и распределять цели.

Используя деловые игры, бизнес развивается, трансформируя внутреннюю среду, улучшая корпоративную культуру. Компания растет за счет повышения компетенции кадров.

Подготовка к проведению деловой игры

Работа над бизнес-игрой проходит в несколько этапов:

  1. Постановка целей. Нужно четко сформулировать задачу мероприятия — чего вы хотите добиться? От этого зависит и формат, и сюжет игры.
  2. Анализ компании и участников. Нужно собрать информацию о текущем уровне навыков сотрудников, типичных проблемах и бизнес-процессах, чтобы затем смоделировать их в игре.
  3. Проектирование игры. Происходит разработка сюжета, игровых механик, дизайна и правил — либо покупаются готовые решения для бизнеса.
Реквизит для деловой игры
Реквизит для деловой игры

Игра “ТОК” — легко проводится за любым столом и даже без него на 2-10 человек

Игра “ТОК” — легко проводится за любым столом и даже без него на 2-10 человек

Когда игра готова, ее нужно правильно провести. Лучше всего, если организацией займется HR: он согласует цели, выбирает участников и связывает игру с рабочими задачами. Проведение доверяют опытному ведущему и его команде: они следят за правилами, создают атмосферу и управляют процессом. Вместе они снижают риски сбоев и делают игру полезным инструментом, а не развлечением.

Играйте со своей командой: в бизнес-играх нет проигравших, потому что все участники побеждают, приобретая навыки и уникальный опыт.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных