Любой сотрудник мечтает, что руководитель скажет: «Отложите все рабочие задачи, сегодня весь день мы будем играть». И даже если бухгалтер не умеет в «Уно», а грузчик не разобрался в правилах «Монополии», игре все равно быть. Ведь деловые игры — это не столько про победу, сколько про участие и развитие профессиональных и личностных качеств сотрудников, сплочение и коммуникацию. В статье далее мы поговорим о том, что такое деловая игра и как она помогает бизнесу.
Про метод деловой игры
Метод деловой игры — это способ корпоративного обучения, при котором сотрудники погружаются в симуляцию каких-либо ситуаций. Метод позволяет концентрированно прожить в игре те обстоятельства, на которые в жизни ушли бы недели, месяцы, а то и годы. Этот опыт меняет человека — его навыки, стратегии поведения, личностные черты характера. У игры широкий спектр применения: тимбилдинг, адаптация новичков, сессии мозгового штурма для генерации контента, развитие профессиональных компетенций, hard и soft skills, отработка неординарных ситуаций.
Деловая-игра — это игровой формат развития и обучения сотрудников. В ней есть правила, роли, сюжет и сценарий, игровые механики и реквизит — если требуется.
Цель деловых игр — создать и прожить новый опыт, который потом трансформируется в навыки, поведенческие стратегии и знания.
Сюжет игры можно придумать самостоятельно или заказать готовые разработки для решения определенных задач бизнеса. Чем нагляднее и увлекательнее игра, тем больше вовлеченности сотрудников и, соответственно, положительного результата можно получить.
Знакомый всем пример игрового упражнения — «Продай мне ручку». Правда, в привычном виде этот прием весьма примитивен и мало полезен. Серьезные деловые игры, о которых мы поговорим далее, могут вовлекать в игру целые отделы и длиться часами. Они требуют высокой компетенции ведущего, включают реквизит, игровые компоненты и более развернутые правила.
Готовые решения деловых игр и профессиональная разработка под нужды компании работает лучше, чем шаблонные задачи с просторов интернета.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Виды деловых игр
Формат деловой игры можно подобрать под любую задачу и любые возможности бизнеса. При выборе в первую очередь обращайте внимание на требования игры: по времени, месту, количеству игроков, реквизиту и бюджету.

Навыковые игры. Зачастую это коробочные решения, которые помогают отрабатывать конкретные навыки и работают на сплочение коллектива. Этот вид игр организовать проще остальных: достаточно купить реквизит, собрать несколько человек вместе за столом и начать. Не требуют больших затрат по времени, силам, финансам, а повторять можно многократно.
Например, игра может развить навыки самопрезентации, эмоционального интеллекта, умение давать конструктивную обратную связь собеседнику.
Бизнес-симуляции. В игре происходит моделирование реально происходившей или возможной бизнес-ситуации, воссоздается часть рабочей деятельности или ключевые и характерные ее черты для обучения. Игрокам нужно «отработать» ситуацию, показать максимальный результат. Часто формат симуляции используют для развития управленческих навыков и для обучения работе с неординарными и сложными ситуациями.
Например, игра может учить участников управлять материальными ресурсами, временем и людьми в рамках проектной деятельности.
Бизнес-квесты. Это игровые сценарии с последовательными заданиями. Их часто используют для обучения и сплочения больших команд, отделов. Задача сотрудников — последовательно решить игровые задачи, переходя от станции к станции. В игру может быть заложена механика путешествия, поиска. При выполнении бизнес-квеста важна командная работа. Такие игры часто направлены на прокачку межличностных отношений, навыка управления конфликтными ситуациями и умения действовать в стрессовых условиях.
Например, бизнес-квест может научит вести переговоры, заключать выгодные сотрудничества, разрешать конфликты, если механика игры — последовательные встречи и общение с разными бизнес-партнёрами.
Контентные деловые игры для бизнеса. Сотрудники погружаются в роли коллег, клиентов или партнёров, развивая навыки коммуникации, эмпатии и стратегического мышления. В ходе игры участники не просто действуют в рамках сюжета и ролей, но и создают свой контент, который может быть полезен компании после мероприятия.
Например, в ходе игры могут появляться креативные идеи новых продуктов, видение образа своего бренда и компании, планироваться запуск новых проектов. В конце игры у участников есть готовый материал или наработки — этот результат можно использовать в дальнейшей работе компании.
Бизнес-игры. Иногда бывает, что не очень понятно, куда отнести конкретную игру, к какому типу она относится. Например, она может сочетать в себе черты из разных разновидностей. Или игра разработана специально под задачи компании и не вписывается в типологию. Тогда их часто называют просто бизнес-игры. Но название — не главное, важнее, чтобы игра решала конкретные задачи.
Также деловые игры классифицируют по их назначению. Существуют:
- Личностные игры. Они помогают определить сильные и слабые стороны сотрудников, увеличить мотивацию, предотвратить профвыгорание и наполниться внутренними ресурсами для достижения целей.
- Диагностические игры. Их задача — определить квалификацию и личные качества сотрудников. Такие игры можно проходить до или после корпоративного обучения, а также при выборе кандидата на должность.
- Навыковые игры. Они нацелены на приобретение или развитие профессиональных навыков, а также на внедрение новых знаний в повседневные рабочие бизнес-процессы.
- Командообразующие игры. Их цель — сплочение коллектива, повышение командного духа в компании, улучшение деловой коммуникации между коллегами.
- Творческие игры. Они направлены на раскрытие творческого потенциала, развитие креативного мышления, поиск инновационных решений, создание нового продукта.
- Проектные игры. Чаще всего это ситуационные игры-кейсы, когда команде нужно решить конкретную бизнес-задачу. Цель — нахождение новых идей, поиск решений, улучшение текущих бизнес-процессов. Это наиболее прикладные игры, которые больше всего ориентированы на конкретные задачи компании.
- Проблематизирующие игры. Они выявляют проблемы, запуская процесс их решения. Например, можно не только обнаружить внешние причины низкой эффективности менеджеров или проблемные зоны в коммуникации между отделами, но и активировать внутреннюю мотивацию для их устранения.
- Информирующие игры. Они помогают донести информацию до сотрудников, погрузить их в новую тему. Например, при переходе на новую методологию управления проектами или принятие компанией новой стратегии развития.
- Развлекательные игры. Они содействуют эмоциональной разрядке и тимбилдингу. Нужны для поддержания доверительной атмосферы в коллективе.
По способу проведения бывают:
- Онлайн-игры. Существуют компьютерные игры для одного пользователя и большие бизнес-симуляции для одновременного прохождения командой. Или перенесенные в онлайн различные экономические стратегии и обучающие бизнес-тренажеры. Преимущество проведения деловых онлайн-игр — это возможность удаленного участия всех членов команды. Это особенно важно для сотрудников, которые работают дистанционно. Минус — нет физического погружения в игру, а быстрая и эффективная коммуникация затруднена.
- Офлайн-игры. При этом формате проведения игры участники погружены в процесс и находятся в непосредственном контакте с коллегами. Их не отвлекают звонки и письма на почту, они сконцентрированы на игре, что делает офлайн-формат более эффективным. Личное взаимодействие увеличивает результат от игры, а также повышает корпоративную культуру в компании.
- Гибридные или смешанные игры. В гибридных играх сочетаются цифровые и физические элементы. А в смешанных могут принимать участие несколько команд — одни играют в онлайне, другие в оффлайне.
Выбор деловой игры зависит от задач бизнеса.
Что не относится к деловым играм
Часто деловые игры путают с тренингами и тимбилдингами. Это не совсем верно, так как бизнес-игры имеют другие цели и механики.
Выбор формата зависит от того, какие цели вы преследуете. Деловая игра представляет собой соединение задач тренинга и тимбилдинга. Она подходит, если нужно одновременно и повысить профессиональные компетенции сотрудников, и поработать над сплоченностью коллектива.
Также к деловым играм нельзя относить подвижные мероприятия — бег в мешках, командные соревнования по пляжному волейболу и другие активные мероприятия часто проводят в рамках тимбилдинга. Но подвижные игры не предназначены для приобретения профессиональных навыков, они не становятся причиной изменений в человеке. Основная их задача — прокачать умение работать в команде, улучшить коммуникацию в группе или просто получить эмоциональную разрядку.
Многие компании вносят в рабочий процесс игровые механики, то есть геймифицируют повседневные задачи — это тоже нельзя приравнять к деловой игре. Несмотря на то, что такой подход полезен, он работает скорее на мотивацию и вовлеченность, чем на приобретение навыков. А вот чтобы закрепить какое-то умение часто применяют игровые упражнения. Это быстрые задания, которые нацелены на отработку конкретного навыка, например, презентовать товар, отрабатывать возражения в продажах или искать положительные стороны в любой ситуации.
Зачем бизнесу использовать деловые игры
Рассмотрим, какие цели деловой игры можно реализовать и каких результатов получится добиться.
Диагностика кадров. Игра помогает выявить текущий уровень членов команды. Сотрудники уже в процессе игры понимают, какие слабые стороны у них есть, а также начинают работать над их исправлением.
Диагностика помогает руководителю сформировать кадровый резерв из перспективных сотрудников, найти скрытых лидеров и определить, какие обучающие тренинги или игры нужно провести для повышения эффективности работы всего коллектива.
Профессиональное развитие. Игры могут быть направлены на обучение конкретному навыку. В таком формате сотрудник быстрее усваивает материал, приобретает опыт и учится использовать умения на практике.
Развитие корпоративной культуры и сплочение. В ходе игры сотрудники лучше понимают и разделяют ценности компании, чувствуют себя частью организации, учатся доверять коллегам и сотрудничать для достижения общей цели.
Повышение эффективности коммуникаций. Коллеги учатся вести переговоры, отрабатывать возражения, выступать публично, презентовать товары и услуги, убеждать, аргументировать и слушать других.
Умение планировать, управлять, делегировать. Особенно важно для топ-менеджеров, которые получают навыки стратегического планирования, учатся оценивать риски, находить пути решения из сложных ситуаций, каскадировать и распределять цели.
Используя деловые игры, бизнес развивается, трансформируя внутреннюю среду, улучшая корпоративную культуру. Компания растет за счет повышения компетенции кадров.
Подготовка к проведению деловой игры
Работа над бизнес-игрой проходит в несколько этапов:
- Постановка целей. Нужно четко сформулировать задачу мероприятия — чего вы хотите добиться? От этого зависит и формат, и сюжет игры.
- Анализ компании и участников. Нужно собрать информацию о текущем уровне навыков сотрудников, типичных проблемах и бизнес-процессах, чтобы затем смоделировать их в игре.
- Проектирование игры. Происходит разработка сюжета, игровых механик, дизайна и правил — либо покупаются готовые решения для бизнеса.

Когда игра готова, ее нужно правильно провести. Лучше всего, если организацией займется HR: он согласует цели, выбирает участников и связывает игру с рабочими задачами. Проведение доверяют опытному ведущему и его команде: они следят за правилами, создают атмосферу и управляют процессом. Вместе они снижают риски сбоев и делают игру полезным инструментом, а не развлечением.
Играйте со своей командой: в бизнес-играх нет проигравших, потому что все участники побеждают, приобретая навыки и уникальный опыт.