В 2023 году каждый третий предприниматель в России столкнулся с недостатком финансирования, следует из опроса, проведенного Школой управления Сколково. Чтобы решить финансовые проблемы в бизнесе и оптимизировать бюджет, можно использовать юнит-экономику, фондирование и диверсификацию. В статье расскажу, в чем суть этих методов и как они позволяют повысить эффективность расходования средств.
Используйте юнит-экономику
Юнит-экономика — это подход к бюджетированию, который позволяет просчитать финансовую эффективность каждого юнита бизнеса: например, отдельного продукта, договора на услуги, отдела, направления или цикла производства.
Есть две модели юнит-экономики: транзакционная и клиентская.
Транзакционная. Подходит большинству онлайн- или офлайн-бизнесов, которые продают товары или разовые услуги — именно они рассматриваются в качестве юнитов.
Какие показатели считать:
- затраты на производство каждого юнита;
- прибыль от продажи каждого юнита;
- маржинальная прибыль = выручка — затраты.
Клиентская. Подходит онлайн- или офлайн-бизнесу с ежемесячной рекуррентной выручкой. В качестве юнита рассматривается клиент — пользователь продукта или услуги, который регулярно приносит бизнесу прибыль.
Какие показатели считать:
- CAC (Customer Acquisition Cost — затраты на привлечение одного клиента) = расходы на маркетинг / количество привлеченных пользователей;
- LTV (Life Time Value — пожизненная ценность клиента) = сумма дохода за определенный период / количество пользователей.
Клиентская юнит-экономика чаще всего применяется в бизнесах с долгосрочными контрактами или абонентской платой. Например, моя компания работает с сетью коворкингов &Place в Санкт-Петербурге. При расчете юнит-экономики для таких проектов учитываются данные о пожизненной ценности клиента, а не о прибыли с разовых продаж.
Юнит-экономика позволяет увидеть, какие направления бизнеса приносят прибыль, а какие — убытки. Исходя из полученных при расчетах данных можно управлять маржинальностью: например, если прибыль от новых покупателей меньше, чем расходы на их привлечение — работать над снижением маркетинговых издержек и повышением среднего чека.
Чаще всего юнит-экономика используется для:
- Новых проектов. Она позволяет разработать финансовую модель и спрогнозировать стоимость продукта и прибыль от каждого юнита.
- Развития бизнеса. Масштабировать компанию можно только через прибыльные юниты, поскольку масштабирование убыточных юнитов приведет к росту убытков.
- Привлечения инвестиций. Юнит-экономика позволяет просчитать потенциальную выручку от увеличения количества юнитов и понять, разумно ли привлекать для этого средства инвесторов.
Один из партнеров Frontiers — ООО «СКС Трейд СНГ», которое занимается перевозкой грузов железнодорожным транспортом. Проект использует юнит-экономику в том числе для того, чтобы оценить перспективы привлечения инвестиций. В качестве юнита рассматривается один вагон.
Финансовый аналитик считает прибыль, которую ежемесячно приносит один юнит, и затраты на его покупку и содержание, а также на выплату инвесторам процентов по займам. Исходя из этого принимается решение: необходимы ли проекту инвестиции на данном этапе и если да, то в каком объеме.
Совет № 1
Используйте юнит-экономику, чтобы просчитать прибыльность каждого продукта или услуги и оценить эффективность бизнеса в целом. Подумайте о масштабировании прибыльных юнитов и закрытии убыточных направлений. Если собственных средств для масштабирования нет, рассмотрите возможность привлечения инвестиций.
Внедрите фондирование
При планировании личных финансов траты распределяют по направлениям. Из ежемесячного дохода вычитаются обязательные расходы, а оставшаяся сумма делится на крупные покупки, отдых и развлечения, сбережения и инвестиции. Этот подход можно использовать и в бизнесе, создавая внутри компании финансовые фонды.
Фондирование — это метод управления финансами предприятия, в основе которого лежит распределение прибыли по фондам в зависимости от целей. Фактически этот метод показывает, какие глобальные статьи расходов есть у компании, и помогает их оптимизировать.
Какие могут быть фонды:
- Фонд переменных расходов. Переменные расходы — это себестоимость товара. Соответственно, за счет фонда переменных расходов будет финансироваться производство продукции в следующих периодах. А от суммы средств, которые направлены в этот фонд, зависит количество продукции, которая будет произведена.
- Фонд постоянных расходов. Постоянные расходы связаны с деятельностью предприятия. Они определяют способность компании к производству и остаются неизменными независимо от объемов. Например, это арендная плата и заработные платы сотрудников (при сохранении прежних производственных площадей и численности персонала), амортизация оборудования.
- Фонд прибыли и резервов. Из этого фонда можно финансировать незапланированные расходы, а если их не возникнет — использовать средства на развитие бизнеса.
Помимо перечисленных фондов можно формировать дополнительные, например:
Фонд налогов. За счет него будут вноситься обязательные платежи государству.
Кризисный фонд. Это финансовая подушка безопасности предприятия, неприкосновенный запас на случай кризиса — например, закрытия торговых точек, как это было во время пандемии коронавируса. В идеале его должно хватать на 3–6 месяцев работы без прибыли. Чтобы посчитать, сколько денег потребуется, умножьте сумму постоянных расходов предприятия на 3–6.
Маркетинговый фонд. Эти средства используются для продвижения компании и продукции.
Фонд для инвестирования. Средства на масштабирование компании — например, тестирование новых бизнес-моделей или открытие филиалов.
Кроме того, можно создавать временные фонды, ограниченные по сроку достижения цели. Например, если в конце года компании предстоит оплатить обслуживание оборудования, можно заранее запланировать расходы и откладывать деньги в соответствующий фонд на протяжение нескольких месяцев.
Разделение денег между фондами не является жестким, при необходимости их можно перераспределять. Но если по какому-то из фондов образовался дефицит, это говорит о необходимости пересмотреть подход к его формированию. А профицит свидетельствует о том, что бизнес не использовал свои возможности и в перспективе может пострадать. Например, если деньги на маркетинг выделяются, но не осваиваются, компания недополучает входящий поток клиентов. Из-за этого снижается прибыль, которую она может получить в следующие периоды.
В компании Frontiers, которую я основала, используется классическое распределение денег: есть фонды переменных и постоянных расходов, фонд прибыли и резервов и инвестиционный фонд. Кроме того, сейчас обсуждается создание двух новых:
Антикризисного фонда помощи проектам, с которыми мы сотрудничаем. Если компания в моменте окажется в ситуации кассового разрыва, деньги из фонда будут направлены на его поддержку.
Акселерационного фонда, за счет которого компания будет финансировать проекты, которые находятся на этапе тестирования.
Совет № 2
Создайте в компании от 3 до 7 денежных фондов и планируйте расходы по каждому направлению. Это поможет увидеть, куда уходят деньги, и оптимизировать расходы.
Диверсифицируйте
Диверсификация — это стратегия распределения финансовых ресурсов, универсальный инструмент управления рисками, который можно использовать в том числе в бюджетировании бизнеса.
Что можно диверсифицировать:
- банки, в которых компания хранит деньги;
- валюты для формирования резервного фонда;
- источники доходов. Например, для бизнеса это может быть не только собственная прибыль, но и доходы от инвестирования в другие компании.
Инвестиционный фонд Frontiers диверсифицирован по проектам, с которыми компания уже сотрудничает. Помимо этого, часть средств из него направляется на тестирование новых инструментов.
Совет № 3
Используйте диверсификацию, чтобы снизить финансовые риски для компании и предотвратить возникновение кризисных ситуаций.
Типичные ошибки в бюджетировании
Ниже — распространенные ошибки в составлении бюджета.
Не иметь стратегии развития бизнеса, в которой учтены его цели и планы по их достижению. Соответственно, не учитывать при бюджетировании эту стратегию.
Тратить всю прибыль, не откладывая деньги в резервный фонд и не планируя развитие и масштабирование.
Необдуманно снижать постоянные и переменные расходы, не просчитывая, как это отразится на рентабельности в короткой, средней и долгой перспективе.
Создавать излишнее количество фондов (больше 7). Это не повышает эффективность расходования средств, но делает управление финансами слишком сложным.
Использовать централизованный механизм управления фондами — когда один руководитель отвечает за все фонды, в том числе те, с которыми он фактически не работает.
Излишняя жесткость или гибкость в управлении фондами: когда они пересматриваются слишком редко, например, раз в год, или часто — каждые несколько недель.
А какие сложности с бюджетированием есть в вашем бизнесе?