Всё началось с моего увлечения бегом, я люблю ультрамарафоны — длительный бег от 42 км. и более. На таких дистанциях необходимо подпитывать организм — брать с собой питание. Продукт должен быть таким, чтобы его можно было съесть на бегу, не останавливаясь, и чтобы при этом он давал достаточно энергии для движения. Несмотря на изобилие современного рынка спортпита, мне так и не удалось подобрать питание, которое бы полностью отвечало моим запросам.
Так как я уже 20 лет занимаюсь бизнесом — производством кедровых бочек «РосКедр», я решил попробовать взяться за производство спортивных батончиков — протеинов и энергетических. Для меня было важно, чтобы это был 100% натуральный продукт без консервантов, красителей и прочей химии, не только безопасный, но и полезный для здоровья.
Появление и продвижение батончиков BUTMAN
За основу рецептуры своих батончиков я взял знаменитую ещё с советских времен пасту Амосова, в составе которой орехи, сухофрукты и мед. В моих батончиках были только натуральные высококачественные ингредиенты: дагестанские сухофрукты, кедровые орехи, а в энергетических батончиках ещё бельгийский шоколад. Связующими веществами были миндальная мука и мед — никаких консервантов, усилителей вкуса и прочей химии.

Мы с командой спроектировали производственную линию, разработали формы, несколько месяцев экспериментировали с рецептурой и наконец нашли идеальное соотношение — батончик получился вкусным, питательным и полезным.
Так как я активно веду соцсети, первыми покупателями стали мои подписчики. Также среди моих друзей-предпринимателей есть владельцы спа-салонов и спортзалов, которые согласились взять новую продукцию на реализацию. Помимо этого мы раздавали батончики участникам различных спортивных соревнований.
Потребителям очень понравились батончики BUTMAN — все подчеркивали натуральность, приятный вкус и питательность, а также то, что батончики удобно брать с собой на тренировки и в поездки в качестве быстрого, но при этом полезного для здоровья перекуса.
Выход на Озон и сложности продажи продуктов питания на маркетплейсах
От своей компании «РосКедр» мы уже несколько лет успешно продаем товары на Озон. Решили продавать там и батончики: смонтировали красивые видео, оформили красочные карточки, отгрузили на склад первую партию.

Сначала всё шло хорошо — покупатели охотно заказывали нашу продукцию и оставляли положительные отзывы. 9 из 10 покупателей были довольны. Вскоре мы даже расширили линейку продукции, добавив к протеиновому и энергетическому батончикам еще и суперэнергетический, в состав которого добавили овсяные хлопья. Также на основе батончиков мы стали производить конфетки точно с таким же составом, но в уменьшенном размере.

Однако вскоре мы столкнулись с проблемой. Из-за того, что наши батончики и конфеты имеют натуральный состав без консервантов, срок их годности всего 2 месяца. На складах маркетплейсов некому следить за сроком годности, никто не занимается тем, чтобы сначала отправлять покупателям товар с более ранней датой производства. В итоге покупатели стали получать батончики с истекающим сроком годности. Пошли возвраты. Аналогичная ситуация складывалась и в тех немногих обычных магазинах, в которые нам удалось «пробиться» — мы попали в ловушку невозвратных потерь.
Проиграли в конкурентной борьбе
На современном рынке представлено множество спортивных батончиков, но все они содержат консерванты и имеют ненатуральный состав. Это дает им преимущество не только по сроку годности, но и по себестоимости. Только сравните: себестоимость наших батончиков — 80 рублей, себестоимость батончиков с ненатуральным составом — 8-10 рублей (при наличии эффектной дорогой упаковки может доходить до 12 рублей). Столь низкая себестоимость позволяет производителям давать большие скидки дистрибьюторам и вендинговым аппаратам. В результате товар хорошо рекламируется, все заинтересованы в его продвижении.
Конечная потребительская цена большинства других батончиков тоже ниже наших, и нам сложно с ними конкурировать на маркетплейсах. Батончики BUTMAN выбирали только те потребители, которые перед покупкой изучали состав и в принципе задумывались над тем, что они едят. Массовый же потребитель предпочитает более дешевый продукт.
Да, можно было бы пойти по пути конкурентов — удешевить состав, снизить качество ингредиентов, перевести производство на аутсорсинг. Однако такой подход лишил бы наш продукт уникальных свойств, наши батончики стали бы такими же, как сотни других — мне такое уже неинтересно. Я понял, что не готов жертвовать качеством ради прибыли и принял волевое решение закрыть производство.
Выводы, которые я сделал
Основной вывод — современному рынку не нужен качественный продукт. Он востребован только для личного пользования. Построить же доходный бизнес можно только, идя по пути снижения себестоимости и, как следствие, качества. Печальная тенденция, хочется верить, что так будет не всегда, и, возможно, когда-нибудь мы сможем возобновить производство наших батончиков на изначальных принципах. В любом случае, я ни о чем не жалею — это мощный, бесценный опыт, который теперь, после выхода этой статьи, вероятно, будет полезен другим предпринимателям, убережет кого-то возможных убытков.