Когда мы думаем о стратегии, то часто представляем ее как прямую линию. Вы точно знаете, куда идете, и придерживаетесь курса. Но на деле мир бизнеса гораздо сложнее. Тут нет простых линий. Есть баланс. Баланс интересов всех сторон, с которыми вы каждый день взаимодействуете.
Вот, например, наша миссия — это обучение детей программированию. На первый взгляд кажется, что мы должны сосредоточиться только на детях и их успехах. Ну ведь они же наши главные участники, правда? Но когда вы смотрите глубже, понимаете, что одного компонента недостаточно, чтобы стратегия работала.
Согласно теории заинтересованных сторон, успешная организация должна учитывать интересы всех участников — клиентов, сотрудников, поставщиков, акционеров и общества в целом. Это требует глубокого понимания потребностей и ожиданий каждой группы.
Как в программировании — код может быть красивым, но если проект в целом не сбалансирован, ничего не заработает.
Создавать ценность для всех
Наши ученики — это сердцевина нашей школы. Это те, для кого мы разрабатываем программы, продумываем каждый урок, придумываем практики. Мы делаем всё, чтобы каждый урок приносил детям новые знания.
Но есть еще родители, которые также должны видеть ценность в нашем проекте. Они доверяют нам своих детей, а значит, мы в ответе за качество и результат. Здесь нельзя филонить. Они должны знать, что их ребёнок не только изучает Python или Java, но и учится мыслить, решать задачи, быть ответственным.
Согласно концепции создания ценности, предложенной Майклом Портером, важно не только создавать продукт, но и понимать, как он добавляет ценность для клиентов. В нашем случае мы не просто обучаем программированию, мы формируем навыки, которые помогут детям в будущем, тем самым создавая долгосрочную ценность как для них, так и для их родителей.
А как же наши учителя? Мы хотим, чтобы они хорошо выполняли свою работу, а значит, получали удовлетворение от самого процесса. Ну потому что если преподаватель измотан, какая тут энергия на уроке? Скажу честно, у нас на это есть особое внимание — например, создаем удобную среду, где учителя могут развиваться и чувствовать поддержку. Это соответствует теории мотивации, согласно которой удовлетворение потребностей сотрудников напрямую влияет на их производительность и вовлеченность. Согласно модели Маслоу, когда базовые потребности сотрудников удовлетворены, они могут сосредоточиться на самореализации и достижении более высоких целей.

А еще есть партнеры. Без которых мы не сможем проводить интересные и современные мероприятия, делать многие проекты для наших учеников. Сотрудничество с партнерами требует постоянного внимания и работы над отношениями, чтобы они оставались мотивированными и заинтересованными в совместной деятельности. Здесь важно обращаться к теории стратегических альянсов, которая подчеркивает важность взаимовыгодного сотрудничества для достижения общих целей.
Полное равновесие
Вспоминаю одну ситуацию на старте нашего бизнеса, когда мы только искали баланс. Мы вложили все силы в создание крутых уроков и материалов для детей, но совершенно забыли про наших преподавателей. Они перегружались и выгорали. Тогда стало понятно, что невозможно строить успешный проект, если ты качаешь только один «рычаг» — будь то клиенты, команда или инвестиции.
Мы пересмотрели подход, стали улучшать условия для учителей, спрашивать родителей об их ожиданиях и одновременно усилили внимание к корпоративным партнерствам. Ну, что тут сказать, процесс наладился.

Как мы нашли свой баланс: практические шаги
Когда я поняла, что наши преподаватели выгорают, мы провели полный аудит процессов. Выяснилось, что учителя тратили больше 60% времени не на преподавание, а на административную работу. Вот что мы изменили:
Пересмотрели распределение ресурсов:
- создали базу готовых материалов для уроков;
- внедрили CRM-систему для автоматизации рутины.
Результат: преподаватели стали тратить на 40% меньше времени на подготовку к занятиям.
Оптимизировали систему работы с преподавателями:
- внедрили четкую систему планирования занятий;
- создали понятную структуру отчетности через CRM;
- разработали стандарты качества преподавания.
Результат: повысилась прозрачность работы и удовлетворенность преподавателей.
Выстроили эффективную коммуникацию с родителями:
- внедрили систему регулярной обратной связи после каждого урока;
- даем развернутый отчет после каждого учебного модуля;
- фиксируем все оценки и домашние задания в CRM.
Результат: удовлетворенность родителей выросла на 60%. Родители всегда в курсе прогресса детей, претензий по информированности нет.
Пять принципов сбалансированной стратегии
За девять лет развития CODDY я выработала несколько ключевых принципов, которые помогают держать баланс:
Правило 3-х перспектив. Перед каждым важным решением смотрим на него глазами:
- клиентов (детей и родителей);
- команды (преподавателей и администраторов);
- бизнеса (финансы и развитие).
Пример: когда мы решили открыть новое направление по геймдизайну, мы сначала:
- провели опрос среди родителей;
- обсудили с преподавателями их готовность и интерес;
- просчитали экономику и сроки окупаемости.
Метрики для всех сторон. Мы отслеживаем не только финансовые показатели, но и:
- NPS от родителей и детей;
- уровень удовлетворенности преподавателей;
- качество партнерских отношений.
Важно: все метрики должны быть измеримыми и регулярно отслеживаться.
Быстрые эксперименты. Любые изменения мы сначала тестируем на малых группах:
- новые форматы занятий пробуем на 1-2 группах;
- новые методики оцениваем на пилотных проектах.
Регулярная обратная связь. Мы создали систему постоянного диалога:
- еженедельные встречи с преподавателями;
- квартальные стратегические сессии с партнерами.
Гибкость в принятии решений. Важно уметь признавать ошибки и быстро корректировать курс:
- отменяем неработающие инициативы без сожаления;
- масштабируем успешные эксперименты;
- адаптируем стратегию под изменения рынка.

Практический совет для предпринимателей
Начните с простого упражнения: возьмите лист бумаги и выпишите всех участников вашего бизнеса (клиенты, сотрудники, партнеры). Напротив каждого напишите:
- Что они получают от вас сейчас?
- Что они хотели бы получать?
- Что вы можете изменить уже завтра?
Когда мы сделали это упражнение в CODDY, оказалось, что некоторые важные потребности наших стейкхолдеров мы даже не замечали. Например, нашим преподавателям было важно не только достойное вознаграждение, но и признание их авторских методик, возможность делиться опытом с коллегами.
Помните: баланс — это не конечная точка, а постоянный процесс. Как в программировании: отладка кода никогда не заканчивается, просто становится более тонкой и точной.
Что может нам дать баланс
В программировании, как в бизнесе и в жизни, лучшая стратегия — это та, которая соединяет все стороны. Не пытайтесь сделать идеальную линию. Она, скорее всего, упадёт. Нужно искать равновесие, потому что только оно позволяет системе оставаться стабильной в условиях изменений.

В нашем случае мы разделяем ценности и находим равновесие, чтобы удовлетворить потребности каждой заинтересованной стороны. Каждому ребёнку мы создаем условия для получения знаний и навыков в максимально увлекательном формате. Родителям — закрываем потребность быть уверенными в будущем своих детей. Преподавателям — обеспечиваем комфортные условия труда и возможности для роста и вдохновения. А с партнерами выстраиваем отношения так, чтобы они продолжали быть мотивированными на сотрудничество.
Стратегия — это не о том, чтобы быть правильным. Это про понимание того, как все вместе мы можем двигаться вперёд, используя возможности друг друга.
В бизнесе, как в программировании — создавая правильный алгоритм, вы превращаете хаос в порядок.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.