По данным исследований, большинство (90%) молодых людей считают, что «мягкие» навыки необходимо активно развивать на старте карьеры. А 42% опрошенных считают, что для начала трудового пути одинаково важны и “гибкие” навыки и технические компетенции. Почти половина (44%) выпускников уверены, что “гибкие” и профессиональные компетенции одинаково сложно “прокачать”.
Тем временем многие высшие учебные заведения продолжают использовать классическую систему обучения, основанную на программах, разработанных в «доцифровые времена». Такие программы не учитывают, что для успеха в карьере и жизни сегодня необходимы и фундаментальные знания выбранных предметов, и «мягкие» навыки. Поэтому работодателю самостоятельно приходится развивать «мягкие» компетенции молодых специалистов. Почему развитие навыков и знаний специалистов так важно для работодателей, какую выгоду приносит самим молодым специалистам и как бизнес может содействовать вузам, чтобы преобразовать систему образования в соответствии с требованиями реального времени?
Проблемы с навыками
Вопрос адаптации молодых специалистов обсуждался всегда, но в условиях острого кадрового дефицита приобрел особенную важность. Работодатели ожидают, что вчерашний выпускник — уже специалист. На практике же он становится им только после прохождения обучения и наставничества внутри компании.
Дело не в отсутствии способностей у молодежи и не в том, что студент плохо учился в вузе. К нам приходят талантливые, креативные и амбициозные ребята. Однако во время их учебы, чаще всего, максимальное внимание уделялось профессиональным знаниям, не учитывая, что для успеха в карьере и жизни сейчас также важны цифровые компетенции, развитые коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, финансовая грамотность, проектная деятельность, умение презентовать себя и свою работу.
Почему это важно? Даже при наличии подробно описанных процессов в компании, решение рабочих вопросов требует от сотрудников дополнительных качеств, которые помогают им лучше выполнять работу по специальности. К ним можно отнести навык письменного общения (подготовка отчетов, деловая переписка), устной коммуникации (переговоры, совещания, презентации) и невербального взаимодействия (визуальный контакт, жесты, мимика).
Однако молодые люди все больше предпочитают мессенджеры живому разговору, обсуждению, встречам, потому что такой формат общения не требует лишних действий и помогает человеку снизить психическую нагрузку. Привычный формат коротких сообщений в мессенджерах значительно упрощает язык и часто приводит к несоблюдению грамматических правил русского языка. Представьте, если вы, как опытный журналист, поручили молодому коллеге подготовить статью, а на выходе получили короткую заметку с грамматическими ошибками. Скорее всего, ставя задачу, вы ожидаете получить пусть не идеальный, но близкий к готовому материал. Так и в любой профессии, вчерашнему студенту сделают «скидку» на отсутствие опыта, но хотят иметь дело пусть с начинающим, но специалистом.
Вне зависимости от выбранного направления деятельности будущие профессионалы должны уметь конструктивно вести диалог, задавать вопросы, уточнять необходимую информацию, четко формулировать свою мысль, приводить существенные аргументы в рабочей среде и прочее. Навык деловой коммуникации позволяет сотрудникам слаженно работать вместе, находить верные решения, выстраивать конструктивные отношения с коллегами, партнерами. Это ключевой навык преуспевающего профессионала сегодня.
Крайне важно развивать эмоциональный интеллект, который позволяет специалисту распознать эмоции, понимать намерения и мотивацию коллег и свои собственные. И, конечно, помогает управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Кроме того, для преуспевающего специалиста сегодня нужны и цифровые компетенции, что стало неотъемлемой частью современной жизни, а не экзотикой, как считалось это раньше. Практически в каждой профессии необходимы навыки работы с искусственным интеллектом, понимание того, что можно автоматизировать и каким способом это лучше сделать. К сожалению, большинство выпускников обладают вышеперечисленными навыками не в полной мере. Поэтому работодателю приходится самостоятельно «прокачивать» недостающие навыки.
Как «доучить» специалистов
Совместные усилия со стороны учебных заведений и самих работодателей помогут исправить сложившуюся ситуацию. Пересмотр образовательных программ, их адаптация к текущим условиям требует включения в них предметов по развитию «гибких» навыков. Мы понимаем, что на предлагаемые изменения может уйти немало времени.
Однако уже сейчас бизнесу нужны профессиональные специалисты, в связи с чем многие работодатели, включая нашу страховую компанию, инициируют сотрудничество с вузами и внедряют свои программы адаптации. Вот два основных направления работы нашей компании, которые мы активно применяем.
Постоянное сотрудничество с вузами
Важно отметить, что Группа РСХБ в целом активно сотрудничает с высшими учебными заведениями, создает совместные образовательные программы, проводит лекции, тренинги, мастер-классы, семинары для студентов.
Мы в «РСХБ-Страхование» определили для себя несколько наиболее эффективных вариантов взаимодействия:
- Участие в ярмарках вакансий. На таких мероприятиях мы рассказываем о компании, о наших вакансиях и что могут достичь молодые специалисты. Студенты получают информацию о вариантах прохождения практики или стажировки. Мы со своей стороны можем провести собеседование с некоторыми студентами и рассказать им о дальнейших вариантах взаимодействия. В ярмарках принимают участие штатные сотрудники нашей страховой компании, которых ранее пришли к нам таким путем.
- Участие в деловых играх или чемпионатах для студентов. Здесь мы разбираем с ребятами конкретные рабочие ситуации. Это позволяет студентам начать получать опыт реальной работы, а мы можем сформировать кадровый резерв из перспективных кандидатов.
- Проведение практики и стажировок для студентов. Мы обращаемся к вузу, описывая задачи, на которые мы готовы пригласить студентов. Это очень эффективная форма обучения, в ходе которой студенты могут попробовать свои силы в реальной деятельности и раскрыть свой потенциал перед работодателем.
- Запуск онлайн-школы для студентов-аграриев. Совместно с Российским государственным аграрным университетом имени Тимирязева в 2024 году мы открыли онлайн-школу. В ходе вебинаров сотрудники “РСХБ-Страхование” рассказывают о своей работе, приводя примеры конкретных проектов. В программу занятий мы, со своей стороны, добавляем тематические блоки, направленные на развитие «мягких» навыков.
Адаптация с помощью наставников
Для более легкого вхождения в должность и в компанию мы обязательно закрепляем новичков за наставниками — наиболее опытными и специально обученными работниками. Задача наставника — повысить эффективность адаптации и в максимально сжатые сроки подготовить специалиста к самостоятельной работе. Помимо наставничества, система корпоративного обучения АО СК «РСХБ-Страхование» предусматривает ряд обязательных учебных программ, в том числе по темам, обозначенным выше. Очевидно, что такое обучение идет в рабочее время.
Система наставничества предусматривает трехмесячную поддержку новичка компании на этапе адаптации. На практике, отношения более опытного работника и новичка продолжаются и в дальнейшей работе. Здесь очень важен взаимный обмен информацией и те самые навыки коммуникации, о которых говорилось ранее. Опытный работник делится своими знаниями и спецификой работы. Новичок имеет «свежий» взгляд и может, к примеру, заметить, каким способом изменить привычные процессы. Хочу подчеркнуть, что многие молодые руководители нашей компании — это успешные наставники в прошлом. Могу с уверенностью сказать, что наставничество — это одна из ступеней в развитии потенциала современного руководителя.
Подготовка специалистов для нас крайне важный вопрос. Ведь не составляет труда найти на рынке выпускников вузов со знанием страховой специфики или подобрать тех, кто силен в АПК. Но ключевым моментом для нашей компании является сочетание сразу двух этих профессиональных направлений. Второй момент — это корпоративная культура и профессиональная атмосфера. В штате страховой компании более 50% составляют сотрудники, проработавшие в компании пять и более лет. Привлекая молодежь, мы имеем возможность воспитать «своего» сотрудника.
Сложившаяся система образования на данный момент не успевает адаптироваться под требования времени. В этой связи роль бизнеса в подготовке молодых специалистов становится ключевой. Совместные усилия компаний и учебных заведений помогут не только решить текущие кадровые задачи, но и создать фундамент для устойчивого развития рынка труда.
А какие методы для адаптации молодых специалистов используются в вашей компании?