Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Основная проблема с удержанием эффективного бизнеса в том, что мы сначала что-то делаем, у нас получается и мы продолжаем повторять то, что делали раньше. Постепенно это перестает работать, а мы не адаптируемся. Бизнес заходит в такое состояние, из которого вывести его уже крайне сложно. Нужно учиться и адаптироваться.

И это говорят все. Одна сложность — это редко переводится в конкретные действия и навыки, которые нужно развивать. Давайте попробуем перенести эту очевидную мысль в практическую плоскость.

Навык 1. Уметь делать ошибки

Ошибаться — совершенно нормально для любой сферы жизни. Еще более нормально — ошибаться в бизнесе. Тут очень много переменных, много условий, которые сложно учесть, много заинтересованных лиц. В итоге любое принятое решение может быть ошибочным. Ни в коем случае нельзя даже думать о том, что вы сможете принимать все правильные решения. Это невозможно.

Нужно научиться правильно ошибаться. Сначала нужно сформировать свое правильное отношение к ошибкам. Принять, что это нормально: это не провал и не ваша личная неполноценность. Это часть программы. И очень ценная, потому что именно она дает вам лучший опыт.

У одного моего знакомого есть бизнес, которому уже около 30 лет. И так получилось, что знакомый этот и его бизнес — исключительно удачливые. Они попали в растущий рынок, по сути сформировали его, быстро развивались и все у них было просто шикарно. И не было ошибок. И когда на 20 году жизни бизнеса вдруг посыпались ошибки, компании было крайне тяжело. Потому что и генеральный директор и вся компания просто не умела работать с ошибками, не умела их видеть, исправлять и двигаться дальше.

Потому ошибки — это хорошо и очень нужно. Теперь с ошибками нужно научиться правильно работать. Без стресса и паники. Тут есть несколько инструментов, которые очень нужны:

  1. Для каждого принятого решения нужно продумать, как отследить ошибку. Что покажет, что что-то пошло не так? Как мы об этом узнаем? И чем раньше будет эта контрольная точка, тем лучше — последствия будут не такими существенными.
  2. Поймали ошибку — ее нужно внимательно изучить и проанализировать. Не искать виноватых и не перекладывать ответственность, а именно разобраться, что именно мы сделали не так, что пошло не так, что помешало? Сделать выводы, зафиксировать и пробовать дальше с учетом новых вводных.
  3. Внутри компании должна быть культура ошибок. То есть ваши люди должны не бояться ошибаться и не бояться про это говорить. Тогда все ошибки и трудности будут на виду, с ними можно будет работать и корректировать.

В книге Эми Эдмондсон «Правильные ошибки» есть очень показательные истории о том, как замалчивание ошибок приводит к драматическим последствиям. Если про ошибки не говорить, они повторяются и ухудшаются. Основа такой открытости, по выводам Эдмондсон, отсутствие наказаний и порицаний за ошибку и открытое обсуждение вариантов действий.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Аватар дайджеста

Навык 2. Пересматривать свои решения и думать еще раз

Все, что сейчас отлично работает, может перестать работать в один день. Чем больше мы упорствуем в том, что все было правильно и все работало, тем больше теряем времени и ухудшаем ситуацию.

Я в эту ловушку попадала много раз. До определенного момента основным бизнесом моей компании была разработка электронных курсов под заказ компаний. Было время, когда цифровые курсы создать могли только специалисты со специальными знаниями и программным обеспечением. И мы как раз такими специалистами были.

Но в какой-то момент на рынке появились очень простые инструменты для создания слайдов, тестов и интерактивных фрагментом. Они настолько простые, что если вы умеете делать слайды в PowerPoint, то вы точно сможете ими пользоваться. Мы им очень обрадовались, потому что могли делать свои заказы быстрее и проще. Но я не подумала о том, как это повлияет на рынок. И что услуги наши уже будут не так нужны.

Несколько лет я была занята улучшением наших продуктов, искала способы эффективнее продавать, перебирала все возможные подходы, чтобы продолжать делать то, что мы делали до этого. А искать нужно было способ работать на новом рынке, которого не было тогда, когда я начинала работать. Мне повезло, я в итоге сообразила, что застряла и что нужно смотреть иначе. И я научилась пересматривать свои решения.

Инструменты, которые пригодятся для пересмотра решений:

  1. Ловите себя мысли «Так ведь всегда работало». Она появляется как раз тогда, когда пора пересматривать и искать новые решения.
  2. Не фиксируйтесь на прошлом опыте. Он важен, он мог быть очень значимым, но не факт, что он поможет вам сейчас. Прошлый опыт в новых условиях может быть бесполезен.
  3. Постоянно смотрите на опыт из других сфер. Пробуйте перенести из B2C в B2B и наоборот, из мебельного бизнеса в ИТ, из медицины в торговую точку. Не важно, что это не похоже на вас, это поможет вам подумать еще раз и найти что-то новое.

22 года назад я случайно стала генеральным директором и предпринимателем. У меня был близкий друг и коллега, мы иногда что-то обсуждали про бизнес и одновременно пробовали делать проекты для корпоративного обучения. Однажды поздно вечером он уговорил меня сделать юрлицо. Через три недели у меня были Устав, Приказ №1 и полное отсутствие понимания, что с этим делать.

Но у меня было большое желание учиться, пробовать и сделать что-то свое. Спустя два десятка лет этот бизнес все еще жив, мы с ним пережили всевозможные кризисы (личные и экономические) и пандемию. Он несколько раз трансформировался и скорее всего не раз поменяется, потому что бизнес — это живая система. За все это время я сделала один важный вывод: ваш бизнес может жить очень долго, если вы постоянно учитесь и меняетесь.

Навык 3. Открытость новому

Это может вам не понравиться, но спасет вас. Открытость новому — это умение быть новичком при наличии жизненного и профессионального опыта. В какой-то момент, когда нам кажется, что мы уже многое умеем, мы начинаем делать все так, как научились раньше. В поведенческой экономике есть такое искажение «Закон привычного инструмента»: человек всегда стремится использовать то, что он знает. Даже если это инструмент старый и неэффективный. Наши привычки становятся нашим самым главным тормозом в развитии.

Быть новичком часто не очень приятно. Снова делать ошибки, снова сознавать, что чего-то не знаешь и не понимаешь. Это очень уязвимое состояние, в котором нам не хочется оказываться. Но при этом это едва ли не единственное состояние, которое помогает развиваться и развивать бизнес.

Кто-то убежден, что этот навык врожденный. Мол, есть любопытные люди от природы и есть те, кто просто ничего не замечает. Не соглашайтесь с этим, открытость новому можно и нужно тренировать:

  1. Для начала попробуйте регулярно смотреть на привычные предметы вокруг вам глазами человека, который их никогда не видел. Деревья, растения, животные, природные явления — все, что видите вокруг. Остановитесь на несколько секунд, всмотритесь, подумайте о форме, цвете, тенях и том, как вы смотрели на этот предмет, если бы никогда до этого их не видел.
  2. Начните читать разные книги. Не только те, которые точно подходят к вашим задачам и профилю. Хорошие, качественные книги из разных областей, с разными мнениями и идеями. Но читайте их намеренно: нашли какую-то идею или инструмент, остановитесь, подумайте, как можно использовать.
  3. Откажитесь от установки «Все и так известно». Она главный враг развития и устойчивости. Как только мы себе говорим, что и так все знаем, наше сознание закрывается и перестает впускать новое. «Да, вроде известно, но любопытно, что там может быть полезного» — вот самая первая замена для этой установки.

Однажды я из любопытства прочитала первую книгу по поведенческой экономике. Она мне была не нужна, в ней не было ничего, что нужно было для работы и бизнеса. Оказалось, что эта книга открыла мне целый мир, я сделала новые курсы, новые проекты, новые тексты. А могла бы сказать, что это не про меня.

Открытость новому не означает, что нужно хвататься за все идеи, которые приходят в голову и повторять любые успешные стратегии, которые вы увидели. Открытость новому — это любопытство и умение замечать, видеть то, чего вы раньше не видели. Все увиденное складывается в новую картинку, постепенно открывая новые возможности.

Навык 4. Интеллектуальная скромность

Чем больше мы знаем, тем больше хочется сказать, что мы овладели темой. Вроде нас уже ничем не удивить. Бизнес понятен, подходы понятны, а самое главное — мы уверены, что правы. Это противоположное состояние от интеллектуальной скромности или попросту зазнайство. Оно опасно. И вовсе не потому, что зазнаек не любят. Оно не дает нам увидеть мир таким, какой он есть, замечать изменения и вовремя что-то менять.

Интеллектуальная скромность тоже тренируется. Я прошла свой путь от «я все знаю про проектирование обучения» к «похоже я знаю далеко не все». Было не очень приятно в начале, пришлось заставить себя отказаться от собственного прекрасного образа. Зато в итоге я приобрела гораздо больше.

Как тренироваться:

  1. Слушать всех и всегда. Это не значит, что нужно делать так, как кто-то считает правильным. Это значит услышать, подумать об этом, зафиксировать. В компании иногда занимайте позицию простого слушателя, не участника диалога. Также на конференциях, на встречах, везде. Слушайте каждое слово и не ищите варианты ответа.
  2. Развивайте в себе и в своей компании культуру незнания. Признавайтесь себе в том, что вы чего-то не знаете. Давайте эту возможность сотрудникам. Когда все в компании понимают, что они могут сказать, что не знают и это не будет источником осуждения, компания начинает расти. Потому что не знать — это путь к знанию, к исследованиям, к чему-то новому. Это позиция развития.
  3. Начинайте менять свои установки с фиксированных на развивающие. Это прекрасно описано в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Фиксированные — есть то, есть сейчас. Я знаю то, что я знаю и все. Установка развития — это «Пока не знаю, но разберусь». Чем больше мы открыто сами себе признаемся в том, что мы не знаем и спокойно к этому относимся, тем больше мы узнаем и больше развиваемся.

Если бы я сейчас давала советы себе 22 года назад, когда я подписала первый договор, когда набирала первых сотрудников, я бы точно сказала себе слова Мэтью Макконахи из его книги «Зеленый свет»: «Меньше очарования, больше вовлечения». Тогда я пропускала новое, потому что мне казалось, что я все знаю. Я делала ошибки и не работала с ними, потому что я, на самом деле, боялась ошибок. И делала их еще больше. Я точно знаю, что меня спасло мое природное любопытство, которое после некоторой дополнительной тренировки, заставило меня увидеть и узнать сознание новичка, открытость новому и интеллектуальную скромность.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных