Благодаря соцсетям и маркетплейсам за последние годы на рынке появилось большое количество новых марок, и конкуренция достигла невероятных масштабов. Времена, когда можно было отгрузить товары на маркетплейсы с более-менее адекватными фотографиями и считать продажи, давно позади — чтобы выделиться, необходимо заниматься продвижением. Однако у молодых брендов бюджеты на рекламу обычно сильно ограничены. В этой статье я собрала 27 инструментов для продвижения без бюджета или с низким порогом входа — до 10-30 тысяч рублей, которые актуальны в 2025 году и станут палочкой-выручалочкой начинающих предпринимателей.
14 бесплатных инструментов продвижения
Бесплатно — совсем не равно “неэффективно”! Некоторые бесплатные инструменты продвижения дают охваты в разы больше платных медийных кампаний и, к тому же, работают на долгосрочную перспективу, закрепляя образ бренда и создавая вокруг него сообщество.
- Вирусные видео. В Нельзяграм они называются reels, в VK — клипы, в YouTube — shorts, в Dzen — просто видео. На своём опыте знаю, что это один из самых мощных инструментов для роста аудитории и продаж, который жизненно необходим для начинающих брендов — именно благодаря reels в 2024 году мой бренд собрал охват около 12М просмотров и вырос в 2 раза в аудитории и в продажах.
- Публикации в СМИ. Да, их можно получить бесплатно, если вы сможете предложить интересный и актуальный экспертный материал или необычную историю. Можно писать в издательства напрямую, а можно отслеживать запросы на Pressfeed.
- ТВ-передачи. Есть проекты, поддерживающие локальные бренды, например, Наше всё — нужно отправить заявку и подождать.
- Правительственные проекты и меры поддержки. В столице есть Сделано в Москве, участником которого является мой бренд I WANT MORE. Проект даёт своим участникам публикации на собственных площадках (в самых разных форматах от интервью до съёмки репортажа про бренд), иногда выкупает билборды, приглашает в маркеты на центральных площадках города и проводит поддерживающие мероприятия совместно с маркетплейсами.
- Недели моды. Ещё одна прекрасная возможность для локальных брендов одежды показать себя более широкой аудитории — они организуются и в Москве, и в регионах (например, Volga Fashion Week).
- Конкурсы дизайнеров / локальных торговых марок. Сейчас они проводятся в большом количестве и в разных сферах, проверьте, какие подойдут именно вашему бренду — например, недавно я читала про конкурс по дизайнерским игрушкам.
- Агентство креативных индустрий в Москве. Они регулярно приглашают локальные бренды к участию в различных проектах — например, в 2024-м можно было создать костюмы для героев российского кино.
- Блогеры. Они всё ещё могут быть готовы к бартерному сотрудничеству — если вещи вашего бренда вписываются в их представления о прекрасном. Но чаще всё же бывает, что сначала вы купили у блогера рекламу, оставили вещи, а после этого блогер носит вашу одежду и отмечает несколько раз бесплатно, добавляет в подборки и онлайн-журналы (и это уже относится к платным, но всё ещё доступным инструментам продвижения из следующего списка).
- UGC (user generated content), то есть контент, созданный обычными пользователями — вашими клиентами. Вы можете просить ваших покупателей размещать отзывы / фото / видео с вашими товарами у себя в соцсетях. Мотивировать к этому можно по-разному: предлагая за это подарки / бонусы / скидки на постоянной основе, либо время от времени организовывая конкурсы и розыгрыши. Но иногда людям доставляет удовольствие просто получить репост с отметкой в вашем профиле.
- Pinterest. Площадка, на которую люди приходят за вдохновением, и если вы разместите там картинки с корректными SEO-оптимизированными заголовками, оттуда тоже можно получать хороший трафик в несколько сотен (!) тысяч просмотров в месяц.
- Онлайн-карты. Если у вас есть оффлайн-магазин, обязательно оформите карточку в Яндекс и Google картах и следите за отзывами там.
- SEO-статьи. Если у вас есть собственный интернет-магазин, на котором можно размещать информационные блоки, заполняйте их статьями под актуальные поисковые запросы. Этим же можно заниматься в Dzen, где лонгриды до сих пор являются ведущим форматом.
- Партнёрский маркетинг. Акция «Приведи друга» с вознаграждением для покупателя и скидкой для друга на первый заказ.
- Кросс-промо. Объединяйтесь с брендами со схожей аудиторией, делайте совместный контент, промо или даже товары, организовывайте перелинковки в карточках товаров (да, так тоже можно).
Изучите, где находится ваша аудитория, что её волнует и чем она интересуется, какой контент любит смотреть или читать, и соберите свой микс инструментов, которые помогут наиболее эффективно до неё “дотянуться”. Не беритесь за сразу за всё (даже несмотря на то, что это бесплатно) — какие-то площадки для ваших потенциальных клиентов могут быть совершенно неактуальны, а значит, усилия будут напрасными.

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок и лайфхаки успешных продавцов

13 инструментов продвижения до 10.000 рублей
Часто небольшой бюджет не решает проблемы, а только добавляет головную боль — ведь эти деньги нужно потратить максимально эффективно, и как это сделать — не всегда понятно. В первую очередь выбирайте инструменты, которые дают измеримые результаты и дают возможность гибкой и оперативной настройки.
- Таргет в ВК. Его можно вести как на сообщество в ВК, так и напрямую на сайт или карточку на маркетплейсе.
- Таргет в Telegram через сторонние платформы. МТС и Яндекс это точно умеют. Лайфхак: дополняйте креатив лид-магнитом (каким-то бонусом, который можно забрать бесплатно при подписке).
- Реклама в РСЯ (рекламной сети Яндекса). Она лучше всего работает «вдогонку» за посетителями сайта или CRM-базой, на холодную аудиторию может работать не очень, но с интересным продуктом и выделяющимся позиционированием можно попробовать.
- Реклама в Яндекс.Директ. С небольшими бюджетами стоит идти только в низкочастотные и узкие запросы с небольшой конкуренцией.
- Всё те же блогеры. С микро- и нано-блогами можно договориться на небольшую сумму или на бартер с доплатой, найти их можно на всех платформах: ВК, Яндекс.Дзен, YouTube, Telegram... и практически где угодно, где есть ваша аудитория.
- E-mail рассылки. Можно использовать свою базу (это условно бесплатно), а можно договориться о платной рассылке на базу кого-то из партнёров со схожей аудиторией.
- Внутренняя реклама на маркетплейсах. Если вы там продаёте, то определённо есть смысл научиться её настраивать.
- Реклама по базам сотовых операторов. Они сейчас активно расширяют свои рекламные возможности, поэтому форматы нужно уточнять у каждого конкретного оператора.
- Реклама в СМИ. Да, полоса в печатном the Voice mag может быть дороговата, но у всех изданий есть digital версии + разные рекламные форматы. Найдите СМИ и сайты, которые читает ваша аудитория, и уточните возможности размещения — где-то можно купить интеграции в пределах 10-50 тысяч рублей.
- Банковские и другие программы лояльности и кэшбэков. Где-то можно интегрироваться с промокодом или скидкой за адекватные деньги.
- Наружная реклама. Если у вас оффлайн-точка, узнайте о возможностях наружной рекламы — где-то недалеко на улице или в других оффлайн-проектах (кафе, салонах красоты, магазинах и так далее).
- Оформление входа. Опять-таки, рядом с оффлайн-точкой можно поставить картонного Леонардо ди Каприо или надувного человечка (видели таких?), да даже оформление шариками бесконечно привлекает внимание.
- Сэмплинг. Если вы продаёте что-то, что можно протестировать в небольшом формате (косметика, бытовая химия и так далее), договоритесь о партнёрстве с более крупным брендом, чтобы он вкладывал ваши сэмплы в качестве подарка в упаковку своего товара. Обязательно с информационным сопровождением (что за продукт, где и как купить, ключевые преимущества).
Составьте календарный план тестирования выбранных инструментов, отслеживайте их результаты и не бойтесь увеличивать бюджеты на инструменты, которые показали свою эффективность. Ведь если вы знаете, что вложенный рубль приносит вам десять рублей, то рекламный бюджет перестаёт быть неприятными тратами и становится инвестицией в рост бизнеса (как и должно быть).
Что важно делать, когда бюджет на продвижение ограничен
Надеюсь, вы уже поняли, что маленький или вовсе отсутствующий бюджет на продвижение — это не ограничение для роста бренда, а лишь повод проявить большую находчивость и изобретательность. Также небольшой рекламный бюджет учит подходить к рекламе более вдумчиво и становится прекрасным “тренажёром”, после которого вы будете более эффективно распределять уже миллионные бюджеты без слива денег.
Вот что важно делать, чтобы небольшой бюджет стал не препятствием, а трамплином к росту вашего бизнеса:
- Тестируйте, тестируйте и ещё раз тестируйте. Пробуйте задействовать как можно больше каналов и форматов.
- Всегда замеряйте результаты рекламных инструментов и масштабируйте наиболее эффективные. Помните о том, что реклама — это не роскошь, а часть вашего P&L.
- Инвестируйте время, силы и мозг в бесплатные инструменты. Развивайте креативность и ищите нестандартные идеи — им всегда проще “пробить” информационный шум.
- Чем меньше бюджеты, тем более чётким и ясным должно быть ваше позиционирование, и тем более цепляющим должны быть ваше сообщение и визуал (если он задействован).
- Помните, что все инструменты всегда подбираются под ЦА, — если вы точно знаете, кто ваш покупатель и как выглядит путь клиента, вы с лёгкостью находите все каналы и инструменты продвижения.
Не ограничивайтесь собранным списком инструментов, будьте наблюдательны и всегда ищите новые возможности — причём необязательно в вашей нише. Изучайте, что работает в других сферах, анализируйте, может ли это найти отклик у вашей ЦА, и если шанс есть — пробуйте!