
Владимир Путин подписал закон о запрете рекламы в Инстаграме* и Фейсбуке* с 1 сентября 2025 года. Это значит, что в этих соцсетях нельзя будет размещать бартерную рекламу у блогеров, распаковки, обзоры, ссылки на товары и артикулы товаров с маркетплейсов.
Ответственность за нарушение запрета будут нести как рекламодатель, так и рекламораспространитель — блогер. С 1 сентября им придется расторгнуть действующие договоры. За размещение платных публикаций в запрещенных соцсетях обеим сторонам грозят штрафы:
- ИП — от 4 000 до 20 000 ₽;
- малым предприятиям — от 50 000 до 250 000 ₽;
- остальным компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.
Перед введением запрета некоторые блогеры подняли цены на коммерческие интеграции в запрещенных соцсетях на 20—50%. В основном это микроблогеры — им нужны инвестиции, чтобы продвигать свои каналы на других платформах.
Мы поговорили с селлерами, которые размещают рекламу у блогеров в Инстаграме*, и узнали, как они относятся к новым правилам и что будут с этим делать.
Данил Павлюк, торгует женской одеждой на Wildberries

В запрещенной соцсети покупаем рекламу через рилсы — по некоторым товарам получаем хороший выхлоп. Сотрудничаем с крупными блогерами, средний чек за одну рекламу — 30 000—50 000 ₽. Плюс платим за наш товар, который блогер заказывает на Wildberries и рекламирует.
Есть товары, которые получают больше выхлопа от внешней рекламы, чем от внутренней. При выборе блогеров нужно анализировать их через сервисы аналитики, смотреть, кто из конкурентов заказывал у них рекламу такого же товара или похожих в смежных нишах. Например, можно взять дату, когда вышел рилс с рекламой конкурентов, и посмотреть через аналитику, повышались продажи в эти дни или нет.
Если товар качественный и востребован у покупателей, результат от сотрудничества с блогерами бывает хороший. Я знаю много кейсов, где селлеры держатся в основном на внешней рекламе. Например, продавец мужских джоггеров получает около 70% трафика от блогеров.
Считаю, что спрос на услуги блогеров останется высоким, но реклама изменится: ее перестанут маркировать и сделают нативной. Блогеров делят на два типа. Первые — бартерные, начинающие, с небольшой аудиторией, работают за товары. Они больше пострадают из-за нового закона: им потребуются инвестиции, чтобы продвигать свои каналы на разрешенных платформах.
«Если блогерам запретят рекламировать товар, они начнут рекомендовать его от себя. Этого им никто не запрещает».
Второй тип — блогеры с большой лояльной аудиторией, которым платят за рекламу. Если им запретят рекламировать товар в Инстаграме*, они, скорее всего, начнут рекомендовать его лично от себя. Этого им никто не запрещает. Такие рекомендации не надо маркировать как рекламу и об этом нельзя догадаться — только если взломать аккаунт блогера в соцсети и прочитать переписку о том, что ему переводили деньги за рекламу.
Сейчас пока непонятно, как закон будет работать: что считать рекламой, а что нет. Обзоры, личные рекомендации или пользовательские отзывы не подпадают под действие закона о рекламе — думаю, что блогеры будут размещать их, как и раньше.
Будем смотреть на реалии и подстраиваться, начнем распределять рекламные бюджеты в пользу разрешенных площадок. Перейдем на другие каналы, например VK Видео хорошо набирает обороты. Блогеры заводят телеграм-каналы, в которых большая аудитория. Если подписчики переходят из Инстаграма* в Телеграм, они максимально лояльны к блогеру, доверяют его мнению и прогреты на покупки. Есть TikTok, где можно оставлять артикулы товаров.
Также Wildberries создал свою платформу — аналог TikTok — Wibes. Пока непонятно, как она будет работать, сейчас там много недоработок. Но вижу, как многие блогеры туда переходят, и мы тоже начнем ее тестировать в ближайшее время.
В любом случае продолжим работу с блогерами, так как внешний трафик насыщает карточку переходами, корзинами и заказами: увеличивает конверсию быстрее, чем внутренняя реклама на площадке.

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок и лайфхаки успешных продавцов

Дмитрий Калачев, собственник бренда женской спортивной одежды 8Yoga

Три раза запускали платную рекламу у блогеров в Инстаграме*— ни разу не получали прибыль от таких интеграций. Пробовали разных блогеров с разными бюджетами, максимум, чего получилось достигнуть, — выход в ноль.
«Максимум, чего получилось достигнуть от сотрудничества с блогерами, — выход в ноль».
Возможно, мы неправильно подобрали блогеров. В запрещенной соцсети размещаем два вида рекламы: бартерную за товар, когда блогеры снимают рилсы, выкладывают в сторис и пишут отзывы в карточках, и коммерческую — на нее тратим примерно 300 000 ₽ в месяц. Внешняя реклама нужна, чтобы в наш магазин на Wildberries шли сторонние заказы. За счет них карточка поднимается вверх, лучше индексируется, а внутренняя реклама на площадке дешевеет.
В итоге на один затраченный рубль мы получали всего 30 копеек выручки. Поняли, что наша рекламная стратегия не работает, сейчас полностью пересобираем маркетинг-стратегию и рассчитываем, что внешний трафик станет эффективным.
Максимальный бюджет в рекламу у блогеров мы вложили в начале 2024 года — около 1 500 000 ₽. Из них около 20% — это распаковки товаров на Ютубе, остальное — Инстаграм*. Целевым показателем были продажи, мы гнали подписчиков в наш магазин на Wildberries. Маркетплейс не дает полную статистику по продажам, считали сами по метрикам. В среднем реклама у блогеров принесла нам 1 500 000 ₽ выручки. По выручке вышли в ноль, но с учетом прямых и косвенных расходов был минус.
Новый закон на нас не отразится — только сэкономим деньги, которые тратим на блогеров в Инстаграме*. Перейдем в соцсети, которые не запрещены. Уже сейчас перекладываем больше денег на рекламу у блогеров в Телеграме, тестируем, сколько она будет приносить дохода.
Если сравнить стоимость рекламы у одного и того же блогера на разных площадках, в Инстаграме* она может быть в три раза дороже, чем в Телеграме. А по охватам аудитории цифры плюс-минус равны.
Сейчас запускаем контент-завод — альтернативу платной рекламе. Выращиваем «карманных блогеров», которые с помощью аналитиков, сценаристов и режиссеров создают вирусный контент напрямую под нас и продвигают только нашу продукцию. Это не реклама, а дополнительные аккаунты к официальному аккаунту бренда.
Думаю, что крупные продавцы, которые покупают охваты и вкладывают миллионы в рекламу у блогеров, уйдут из запрещенных соцсетей. Скорее всего, перераспределят рекламные бюджеты в пользу разрешенных площадок. Денег в рекламе в Инстаграме* точно будет меньше. Как поведут себя блогеры — не знаю. Возможно, реклама подорожает, так как это будет сложнее, не будет прямых ссылок — блогеры перейдут на UGC-контент и нативную рекламу.
Анастасия Павлова, основательница бренда текстильных изделий LeoHome

Ни одна рекламная интеграция с блогерами в запрещенной соцсети не принесла результата. В основном мы размещали платную рекламу сервировочных салфеток в сторис — за несколько месяцев вложили около 200 000 ₽.
«Если есть правило, значит, я буду ему следовать, а не искать обходные пути».
С 1 сентября я не буду продлевать договоры с блогерами в Инстаграме*. Если есть правило, значит, я буду ему следовать: никаких обходных путей и попыток подать рекламу под видом личных рекомендаций не планирую.
На моем бизнесе запрет на рекламу в Инстаграме* не отразится, потому что результата от сотрудничества с блогерами не было. Будем размещать рекламу в обычных пабликах во ВКонтакте, в телеграм-каналах и других социальных сетях, например на Ютубе — он пока не запрещен. Недавно купили рекламу в трех пабликах во ВКонтакте — визуально это дало результата больше, чем от рекламы в Инстаграме*. При этом во ВКонтакте никому не надо передавать товар — просто размещаем пост, и все.
Виктория Данилова, владелица бренда гигиенических товаров MAKVI

Продвигаем товар через лидеров мнений, чтобы привлечь нашу целевую аудиторию — молодых родителей. Каждый месяц сотрудничаем с 5—10 блогерами с аудиторией от 1 000 до 50 000 подписчиков. Формат работы — в основном бартер: блогеры получают нашу продукцию и делают обзоры, показывают ее в реальной жизни. Главный акцент на рилсы — формат лучше всего вовлекает аудиторию и повышает узнаваемость бренда. Такая реклама приводит не только к росту доверия, но и к прямым продажам.
«Нативный формат рекламы никто не отменял».
С 1 сентября рекламу у блогеров в Инстаграме* официально запретят, но это не значит, что мы полностью откажемся от этого канала. Нативный формат никто не отменял — продукция может по-прежнему мелькать в кадре без прямых ссылок и рекламных интеграций. Например, наши подгузники могут просто появляться в видео на фоне или на малышах в естественных домашних условиях. Такой мягкий подход в продвижении уже давно работает, и мы будем использовать его и дальше.
Телеграм-каналы и паблики во ВКонтакте станут основными альтернативами Инстаграму*. Вероятно, из-за повышенного спроса на рекламу в этих соцсетях бюджет на продвижение придется скорректировать. Аудитория активно мигрирует в Телеграм — это открывает перед нами новые возможности. Будем адаптироваться к новым условиям и продолжать работать над узнаваемостью бренда.
Вижу плюсы нового закона: ограничение рекламы в Инстаграме* поддержит российские платформы. В долгосрочной перспективе это может создать более устойчивую и регулируемую рекламную среду. Чем стабильнее рынок, тем лучше для бизнеса.
Алла Защепенкова, представительница бренда WestCoast на маркетплейсах

К новому закону отношусь отрицательно, так как, скорее всего, реклама у блогеров сильно подорожает. Обычно я покупаю рекламу у мелких блогеров — для наших товаров она более эффективна. Думаю, что с 1 сентября многие из них откажутся рекламировать товары в запрещенных соцсетях.
Внешняя реклама важна для селлера. Возможно, придется переходить на крупных блогеров, которые меньше будут бояться штрафов и в принципе найдут обходные пути.
Также будем покупать рекламу во ВКонтакте и Телеграме. Насколько эффективной она будет — пока не могу судить, но думаю, первое время без внешней рекламы в Инстаграме* нам будет сложно.
Сейчас непонятно, как государство будет отслеживать, не нарушают ли блогеры запрет. Ведь многие форматы можно списать на личную рекомендацию.
Олег Кузнецов, руководитель группы маркетологов маркетплейсов Seller24

Больше всего запрет ударил по D2C-брендам, которые продают товары напрямую потребителю без посредников. Но пострадали и продавцы на маркетплейсах. Запрещенная соцсеть для некоторых селлеров стала эффективным каналом внешнего трафика и периодически хорошо работала в комбинации с запуском карточки или скидкой. Теперь этого трафика не будет, если не учитывать серую зону «это не реклама, а персональная рекомендация».
Большой вопрос, что действительно будут считать рекламой в данном случае. Блогер может быть одет в футболку, в комментариях спросят, откуда она, и автор ответит артикулом. Артикул можно ввести, например, на Ozon, и уже там будет кнопка «Купить». По сути, это реклама, так как есть призыв к действию. С другой стороны, такой непрямой путь выглядит органично и может быть жизнеспособным — но грань очень тонкая. Пока мы не знаем, как этот закон будут реализовывать и на что он направлен.
Продавцам нужно тестировать другие каналы привлечения внешнего трафика — ВКонтакте, RUTUBE, Ютуб. Особенно советую обратить внимание на Телеграм и Дзен, где очень вовлеченная аудитория. В остальном все зависит от продукта. Инструменты и электроника хорошо продаются через Яндекс Директ, одежду можно продвигать в Телеграме и во ВКонтакте через нативные интеграции. Эффективность ниже, аудитория другая, но альтернатив не так уж и много.
Внутренняя реклама на маркетплейсах может сыграть как в плюс, так и в минус — ставки в аукционах рекламы могут сильно взлететь.
Всегда считайте маржинальную прибыль: новый канал может дать много лидов, но прежде всего важны продажи. Нужно тщательно следить за показателем CAC, Customer Acquisition Cost — сколько потратили денег на привлеченного клиента.
Из новых каналов селлерам можно заходить в Wibes от Wildberries — условный аналог TikTok. Хотя продукт пока сырой, перезалить контент на площадку точно имеет смысл. А будет ли он работать — покажет время.
* Соцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат компании Meta, их деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.
Расскажите, как запрет рекламы в Инстаграме* повлияет на ваш бизнес?