О чем речь. Любой бизнес должен платить налоги.
Уклонение от уплаты налогов — налоговое правонарушение, а при значительной сумме — уголовное преступление. За него могут оштрафовать, направить на принудительные работы или лишить свободы.
Что случилось. ФНС отчиталась о расследовании налоговых преступлений в 2022 году. Налоговики проанализировали 45 схем уклонения от уплаты налогов и рассказали о типичных нарушениях, которые они успешно выявляют. В письме ФНС рассказывает, как предприниматели и руководители компаний используют фирмы-однодневки для занижения налоговой базы, а также технические компании, которыми руководят номинальные директора.
О популярных схемах рассказываем подробнее.
Фирмы-однодневки. По данным ФНС, руководители компаний регистрируют на родственников или доверенных лиц такие фирмы и заключают с ними фиктивные договоры, чтобы уменьшить налоговую базу.
Житель Республики Крым зарегистрировал ООО на своих родственников и организовал схему уклонения от уплаты налогов для компании с помощью фирм-однодневок. Он заключал с ними фиктивные контракты на аренду спецтехники, тем самым занижая базу для налогообложения. На деле же техника принадлежала ему как индивидуальному предпринимателю. В итоге схему раскрыли, а предпринимателя привлекли к ответственности.
Налоговики и следователи могут заподозрить, что бизнес работает с фирмой-однодневкой, при таких условиях:
- бухгалтерский учет нескольких компаний-партнеров ведет один и тот же человек;
- несколько фирм зарегистрированы по одному адресу;
- компании, заподозренные в фиктивных операциях, пользуются одним
Номинальные директора. Управлять бизнесом через номинального руководителя, который не принимает реальных решений, незаконно. Если нарушение вскроется, то реальному владельцу компании может грозить уголовное преследование, а номинального директора, скорее всего, привлекут к делу как свидетеля.
ФНС регулярно находит фирмы, оформленные на подставных лиц. Как правило, это родственники настоящих руководителей бизнеса, работники компаний или случайные люди, готовые стать номиналами за деньги. Они подписывают бумаги по распоряжению настоящего владельца, но не принимают никаких самостоятельных решений — а это незаконно.
Налоговики узнают об этом во время налоговых проверок или от МВД и СК, которые делятся информацией, добытой в ходе обысков, выемки документов, прослушки телефонных переговоров и анализа электронной почты. По диалогам следователи понимают, кто из участников беседы на самом деле руководит организацией, а кто лишь подписывает бумаги.
В Москве руководитель ООО создал еще одну подставную фирму и назначил своего сотрудника номинальным директором в ней. Именно директор первого ООО решал все кадровые, финансово-хозяйственные и производственные вопросы в якобы независимой компании.
В ходе проверок выяснилось, что обе компании работали в одном помещении, имели в штате одних и тех же сотрудников, а их бухгалтерский учет вел один бухгалтер. Это подтвердилось результатами обысков с последующим осмотром изъятых документов и компьютерной техники, перепиской в мобильных телефонах. Против учредителя сработало и то, что деньги с технической фирмы перечислялись на строительство его личного дома.
В итоге руководителя компании признали виновным в уклонении от уплаты налогов.
По этим и другим преступлениям в большинстве случаев уголовные дела возбуждали в отношении бенефициарных владельцев — то есть тех, кто получает прибыль от предприятия.
Что это значит для бизнеса. В ФНС напоминают: фиктивные сделки и назначение номинальных директоров — это уголовные преступления. Нарушителям грозят штрафы, исправительные работы, дисквалификация или лишение свободы.