Движение к цели — в разных сферах, в том числе в бизнесе — на первый взгляд выглядит простым. Определить конечную точку, собрать волю в кулак, найти нужные инструменты и упорно идти вперед. Однако есть много факторов, которые могут сбить с пути или даже заставить остановиться на старте. Причем не все из них бьют исключительно по мотивации и силе воли, которые кажутся ключевыми условиями для достижения целей.
Цель не ваша — поставлена под чужим влиянием
Если вы хотите достигать действительно эффективные цели, то они должны соответствовать тому, кто вы есть. Хотите создать компанию, которая будет лидером рынка в детском сегменте EdTech или в кибербезопасности — нужно понять, это ваши собственные стремления или сформированные внешними факторами: все бегут и я бегу, авторитетные взрослые сказали, что вот это — хорошо, это серьезный бизнес, поэтому надо идти туда.
Когда цель поставлена под чужим влиянием, человек находится не на своем месте, и это будет давить на психику. До цели он может не дойти не только потому, что ему не хватит внутренней мотивации прикладывать максимум усилий, но и потому, что тяжелый постоянный стресс подточит здоровье.
Любые поставленные цели должны быть основаны на двойном результате счастья для вас и полезности для общества:
- приносить пользу вам лично, вашей семье и, если возможно, другим людям;
- помогать вашему росту и развитию потенциала, при этом создавать положительные эмоции, ощущение наполненности.
Чтобы сфокусироваться на своих целях, проверьте себя. Например, цель — сделать миллион за первый год существования компании. Представьте, что вы уже достигли этого и проанализируйте ситуацию.
По сути, нужно провести анализ затрат и выгод в вашей жизни в целом, чтобы понять, действительно ли вы хотите эту цель, стоит ли она определенных компромиссов и последствий, улучшит ли она вашу жизнь.
Поставили слишком много целей
У некоторых людей постоянно активен внутренний «достигатор», который требует получить и сделать как можно больше. Когда они планируют, например, цели на год, они мыслят масштабно и хотят объять все и сразу: нужно и обороты бизнеса в четыре раза увеличить, и еще один новый рынок присутствия добавить, и привлечь 10 млн рублей инвестиций, хотя такого опыта еще не было. Здоровые амбиции — это полезно, но в постановке целей лучше идти за качеством, а не за количеством.
Многозадачность в постановке целей только навредит:
- Делать несколько действий одновременно невозможно. Сфокусироваться на одной задаче у вас не получится и чем больше задач, тем больше будет ошибок.
- Несколько значимых целей будут заставлять прыгать с одного дела на другое. Человек активно расходует силы и энергию, что приводит к потере продуктивности.
- Повышается беспокойство за большой объем задач — человек начинает постоянно подпитывать себя кортизолом, растет уровень стресса. Это изматывает, приводит к выгоранию, не дает поддерживать состояние потока. Как итог, он не может производить креативные идеи, у него снижается критическое мышление, что идет в минус для бизнеса.
В итоге, хорошо, если удастся довести до конца хотя бы одну крупную задачу. Оптимально — ставить не больше трех целей на долгий срок: год и дольше. Кроме того, лучше, чтобы они были взаимосвязанными. Условно, определяете цели в бизнесе и в развитии личных качеств, которые напрямую или косвенно помогут и в бизнесе. Например, основная цель — успешно запустить новый бизнес-проект к середине года. Параллельно с ней можно поставить цели стать более энергичным, снизить вес, построить здоровую структуру питания — чтобы получить энергию для дела.
Мешает активный внутренний критик в голове
Обычно внутренний критик — это голос, который человек собрал в детстве из поучений родителей, соседей, учителей, тренеров, наставников и других взрослых. Все, что усвоено в детстве, будет постоянно всплывать в сознании в течение жизни. Если это критические замечания, то они станут провоцировать внутренние споры с собой и стопорить человека.
Внутренний критик может отговаривать от действий через давление на:
- Силы и возможности: «Ты не справишься с ведением бизнеса, ведь ты не организованный, не умеешь вести за собой людей, принимать ответственность»;
- Качество и ценность идеи, цели: «Что за глупость ты придумал? Барбершоп — несерьезно. Лучше б пытался получить должность в известном холдинге и стать директором отдела. Неудачником хочешь остаться?»;
- Негативные последствия: «Вот откроешь ты сейчас бизнес, все силы и деньги туда пойдут. Прогоришь — семья по миру пойдет!».
Когда человек слышит эти рассуждения внутреннего голоса, он ощущает разочарование в себе, у него пропадает желание двигаться вперед. Ведь этим взрослым, из чьих образов сложился внутренний критик, виднее.
Есть несколько способов побороть внутреннего критика, который отбрасывает тень сомнения на ваши цели.
Сбор аргументов «против». На протяжении недели записывайте негативные мысли от внутреннего критика — по две в день. Для каждой из них продумывайте по три опровержения: то есть шесть опровержений за день. За неделю у вас соберется веселая коллекция высказываний критика. Вы заметите, что они повторяются, но вы выработаете свою позицию, и этот внутренний голос будет уже меньше на вас влиять.
Скептичный анализ идей внутреннего критика. Нужно научиться рассматривать его мысли не как истину в последней инстанции, а как гипотезу, которую следует оценить с точки зрения полезности или бесполезности.
Например, мысли «я безответственный», «я не могу руководить». Задайте себе вопрос: «Если бы я действовал так, будто эти мысли верны, к чему бы это привело?». Например, команда под вашим управлением бы развалилась, но ведь она работает, приносит результаты. Или задачи, которыми вы занимаетесь, никогда бы не получали успеха, но ведь в вашей истории ведения бизнеса есть вещи, за которые вы можете себя похвалить.
Дальше подумайте, какие ваши положительные качества, сильные стороны, ценности, умения опровергают эти фразы внутреннего критика. Благодаря чему вы можете сказать, что вы — хороший человек? Запишите их.
План профилактики. Подумайте о том, что вы научились делать благодаря заботе критика? Какие качества уже приобрели? Поблагодарите его за это. А затем подумайте, что вы должны делать, чтобы достичь своих целей, несмотря на критичные фразы в голове. Вам нужен план, чтобы противостоять внутреннему критику в моменте.
Например, вы можете написать 10 вещей, которые придадут вам сил и энергии, когда вы чувствуете безнадежность и разочарование от угнетающих фраз в голове. Затем напишите трех человек, на чью поддержку вы можете рассчитывать в случае необходимости. Например, вы можете позвонить другу, своему терапевту, наставнику или прийти в группу поддержки.
Нет контроля прогресса движения в сторону цели
Достижение любой значимой цели требует времени, и если прогресс идет медленно, это может деморализовать. Возникает ощущение, что вы не двигаетесь, у вас ничего не получается: столько времени уже прошло, а вы как будто топчитесь на месте. В итоге формируется стойкое желание опустить руки и сдаться.
Пример
Предприниматель хочет увеличить за ближайшие два года обороты в три раза и свою долю на рынке довести с 2% до 5%. При этом в предыдущие четыре года существования компании у него рост был очень медленным, поэтому цель очень амбициозная. Если он просто ждет цифры в годовом отчете, чтобы обрадоваться или разочароваться, ему будет тяжело постоянно прикладывать достаточные усилия для движения вперед. Прорывных изменений он не видит, и это деморализует.
Нужно регулярно оценивать достигнутый прогресс. Делите крупную цель на небольшие этапы, каждый из которых, например, будет требовать два-три месяца на достижение, и постепенно регистрируйте освоение каждого из них.
Проблема обостряется, если человек — перфекционист. Для него небольшие победы на каждом этапе в движении к большой цели — это не достижение, поэтому он будет их обесценивать. Это незначительно, это мелочи, ничего хорошего не произошло. С этим перфекционистским подходом нужно бороться. Делите цель на этапы в рамках недели и в конце недели записывайте свои успехи.
Также бороться с перфекционизмом помогают контроль внутренней тревоги и развитие уверенности — для этого полезно развивать личные качества, которые важны для вашей цели. Например, навык коммуникации, эмпатии, умение отстаивать свое мнение. Когда человек чувствует больше уверенности, он уже не отказывается от полученных небольших результатов, а относится к ним спокойно.
Захватило состояние жертвы
Человек, который находится в роли жертвы, отказывается от ответственности за все, что с ним происходит. Компания закрылась в больших убытках — это все конкуренты виноваты. Не удалось заключить сделку — инвестор просто изначально не хотел идти навстречу, или бизнес-партнер плохо подготовил документы для инвестора, вот он и виноват. Роль жертвы заставляет человека ждать чуда, подходящего времени, удачного случая. При таком отношении к жизни невозможно достигать целей независимо от их масштаба: особенно в бизнесе, где важно уметь брать ответственность на себя.
Характерные маркеры жертвы:
- катастрофизирует проблему: «Не получилось выиграть тендер — я никогда не смогу заключить такую сделку, компания рухнет, мы потонем в убытках»;
- обвиняет других в своих проблемах: считает, что другие люди нарочно действовали против нее, обстоятельства специально мешали;
- отрицает собственную роль в проблеме;
- настаивает на том, что это происходило только с ним — больше никто с таким не сталкивается;
- отвергает любое решение проблемы, потому что решение заставляет действовать, а жертва к этому не готова;
- требует от других поддержки, сочувствия, особого отношения, решения всех своих проблем другими и компенсации — если у жертвы что-то не получилось, ей кто-то должен возместить потерю.
Если есть такие мысли, сначала нужно будет избавиться от состояния жертвы — это требует долгой и комплексной работы. Возможно, с психологом. Только потом можно будет перейти в активное состояние уверенности, достижения и продуктивности.

Не учтен предыдущий опыт при движении к цели
На пути к цели всегда появляются препятствия, которые не зависят от нас: другие люди, обстоятельства, как внезапная пандемия, изменения законов и юридических норм. Такие проблемы будут всегда и везде. Только от человека зависит, как он будет реагировать: проанализирует столкновение с ними, найдет свою ошибку и попробует заново с учетом этого опыта или впадет в отчаяние и начнет считать себя неудачником.
Например, моя клиентка решила, что откроет студию йоги. Она выбрала удачное место, поговорила с руководством и получила отсрочку по аренде, выкрасила зал в красивые цвета и разместила рекламу. Беда была в том, что реклама была размещена не на месте светофора, где люди тормозили, а значительно дальше, когда машины уже проносились на высокой скорости. Никто из клиентов просто не успевал записать номер телефона. Другие источники рекламы женщина не продумала.
Она могла просто решить, что у нее ничего не получится — никто не звонит и не записывается, она плохой предприниматель. Но она проанализировала ситуацию, сделала выводы и признала свои ошибки, смирилась с тем, что этот месяц по деньгам она уже потеряла. Ей пришлось рассмотреть ситуацию о переносе рекламного щита гораздо ближе к светофору — после этого она получила несколько групп для своей студии.
Чтобы дойти до цели, независимо от того, насколько она масштабная, важно четко понимать, что она действительно соответствует вам как личности и в перспективе дает вам, вызывает азарт и желание действовать, приносит пользу людям. А вы получаете удовольствие, доход, известность в своем кругу и глубокое чувство удовлетворения. Также важно не распыляться на многозадачность, уметь обуздать внутреннего критика и состояние жертвы, отмечать каждое небольшое достижение и строить новые шаги с учетом опыта прошлых. Тогда любая цель — в бизнесе, профессиональной жизни, личной — рано или поздно покорится.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.