Представьте школу с тремя сотнями филиалов по всей России и СНГ. Всего 35 000 учеников. В каждом из филиалов до 20 преподавателей.
Кто соберет тысячи разных людей со своими подходами к обучению в сообщество с одной идеологией? Методисты.
Когда-то давно, больше десяти лет назад, наши ученики могли заниматься всего полтора года. Не то, что бы мы им запрещали учиться дальше, но вот программа просто кончалась. Для нас это была большая просадка по знаниям, которыми хотелось бы делиться. И по деньгам, конечно. Лига Роботов все-таки коммерческая школа.
Сейчас мы можем давать новую информацию до 10 лет подряд, и это только по робототехнике. Расскажем, как мы пришли к самому высокому показателю по удержанию клиентов в сфере обучения и чего стоит успех.
Мы не держимся за прошлое
В нашей истории немало погибших идей. Например, курсы робототехники для взрослых и пенсионеров, курсы DIY, клуб юных техников. Последний курс понравился всем нам: мы хотели давать детям электрические приборы, которые они бы разбирали и собирали под присмотром преподавателя.
Но вот детям и родителям он не зашел. Мы могли бы расстроиться и опустить руки, ведь вложили в разработку программы много сил. Однако такие ситуации — просто часть рабочего процесса. Каждое из наших начинаний позволяет взять рабочие идеи и направить их на стабильные курсы.
Мы делимся опытом
Наш главный ограничитель — мы сами. У Лиги Роботов более 300 филиалов в 57 городах, и в первую очередь мы ориентируемся на массовость продуктов. Мы не можем делать все, что захотим. Иногда партнерам просто не нравятся идеи, иногда их не принимают местные жители.
Эту неприятность перекрывает огромный плюс. Локальный опыт каждого из наших франчайзи от Миасса до Душанбе. Каждый день мы обмениваемся информацией о трендах в обучении. И трендах в тиктоке. Потому что внимание современных детей тяжело удержать без понимания их интересов. И потому что нам нравятся тиктоки.
А еще у нас есть живой чат для помощи друг другу и решения вопросов. Часто бывают ситуации, когда франчайзи не уверены в том, что нужно делать. Или считают, что новый проект не станет коммерчески успешным. Кто-то может увидеть, что наши предложения не идеальны, и помочь довести их до совершенства.
Одному городу может совершенно не зайти новый курс, и мы им верим, потому что франчайзи лучше знают местный рынок. Но у другого города будет противоположное мнение. У партнеров разные взгляды, наша задача всех выслушать и найти золотую середину.
Мы воспитываем и ценим преподавателей
Если рынка нет — его можно создать. Так мы поступили с преподавателями.
Студенты обычно очень активны, понимают детей и хотят заработать денег, но вот опыта у них 0. Однажды мы разработали школу преподавателей, и теперь проводим ее буквально 24/7.
В течение недели мы показываем, что нужно делать на занятиях. Как подключать оборудование, собирать роботов, работать и общаться с детьми и их родителями. А потом подключаем к собственной корпоративной системе. В нее мы поместили базу знаний, программу каждого курса, возможность ставить отметки о пробуждении и «классный журнал», где можно отметить присутствие/отсутствие ученика.
Мы трепетно относимся к обратной связи
А еще преподаватели после каждого занятия заполняют анкету с обратной связью. Они должны рассказать, что им понравилось и что стоит убрать из занятия. Мы читаем каждый «тикет» и вносим изменения в курс.
Также преподы оценивают уроки по шкале от 0 до 10. Некоторое время мы получали среднюю оценку 6. Было тяжело: наши методисты без остановки копались в системе обучения, изучали новые педагогические модели, углублялись в робототехнику, и у нас наконец получилось довести среднюю оценку до 9 баллов.
Для нас главное — живой интерес детей
Главный параметр оценки занятия — интерес учеников. Его можно добиться разными способами:
- Разрешить играть в brawl stars
- Вызвать аниматора с лицом Тимати
- Показать «смешные видео ржака смотреть всем»
- Увлечь самим уроком
Первые три пункта родителям почему-то не нравится, так что приступаем к последнему.
Дети любят узнавать новое. Некоторые школы робототехники, обычно, маленькие, создают или покупают около 20 сборок роботов. После того, как сборки кончаются, может кончиться и сам курс. Не осуждаем и такие небольшие программы, ведь их создатели все равно по своим силам стараются развить молодое поколение.
Мы же выбрали другой путь. Новые сборки появляются у нас каждую неделю, иногда дорабатываются старые. Этим занимаются специально обученные люди — мы называем их Творцами.
У творцов гениальное по своей креативности воображение. С их помощью дети из одного и того же набора Лего могут собрать слона, прототип стиральной машинки, а могут бабочку-трансформера и даже считыватель перфокарты.
Одними новыми творениями ограничиться не выходит, так что мы постоянно пробуем внедрять разные педагогические методики. Например, весь прошлый год мы тестировали педагогическую модель мотивационного дизайна Джона Келлера в нескольких городах. Она показала хорошие результаты, ученики стали больше погружены в занятия. Теперь каждый преподаватель Лиги Роботов обучен и старается ей следовать.
Кратко о модели: она называется ARCS-V, по заглавным буквам входящих в нее компонентов: Attention — внимание, Relevance — значимость, Confidence — уверенность, Satisfaction -удовлетворение, Volition — Волеизъявление.
Смысл ARCS-V заключается в последовательности действий: первым делом захватить внимание ученика, потом сделать так, чтобы он поверил в значимость процесса обучения, вселить в него уверенность в собственных силах и в заключение добиться удовлетворения полученными результатами. Казалось бы, простая вещь. Но переработать нюансы для рынка СНГ, переложить на сферу робототехники и IT и донести важность для каждого преподавателя способны только наши методисты.
Заключение
В этом тексте мы использовали все синонимы «постоянно», которые знали. Работа методистом означает, что никогда не удастся сказать себе «Наконец-то я всё сделал». Можно закрыть отдельную задачу, но завтра нужно будет снова искать недочеты и читать тонну педагогической литературы. Поддерживать актуальность уроков — большой и тяжелый труд, но только благодаря ему вся компания может оставаться современной и результативной во все времена.
Как вы считаете, какой аспект образовательного бизнеса важнее, чем грамотная методика?
Интересно 👍
Захватывающая статья, и шутки понравились)