В прошлом году совокупный объем выручки в фитнес-индустрии составил 187,3 млрд рублей (+8.9% по сравнению с 2023 годом). В фитнес-клубах стало больше посетителей, увеличилось количество проданных клубных карт и абонементов. По прогнозам экспертов, в текущем году отрасль продолжит расти, вопреки сложностям, с которыми она столкнулась в последние годы.
Что ждет индустрию в 2025 году и какие шаги изменят правила игры?
Шаг 1: сокращение расходной части и инвестиций в развитие
Несмотря на рост совокупного объема выручки фитнес-рынка, сохраняется низкая маржинальность бизнеса. Так, до 2019 года маржинальность фитнес-бизнеса в среднем по российской фитнес-отрасли составляла 17%. За последние годы она сократилась до 5-7%. В первую очередь на снижение маржинальность повлиял опережающий рост расходной части фитнес клубов.
В 2024 году выросли затраты почти по всем статьям:
- до 40% и более выросла стоимость аренды помещений, договориться об индивидуальных условиях смогли только 3-5% фитнес-операторов;
- на 20% повысились тарифы на коммунальные услуги;
- на 32% подорожали расходные материалы;
- на 50% — спортивное оборудование;
- почти на 50% — на высокотехнологичное спортивное оборудование, порядка 90% которого импортируется из Китая.
Для того чтобы хотя бы частично компенсировать затраты, фитнес-клубы стали увеличивать стоимость услуг. За 2024 год она выросла в среднем по рынку на 18,5%. В условиях продолжающегося роста расходов Национальное фитнес-сообщество прогнозирует дальнейший рост цен в 2025 году: стоимость клубных карт и абонементов может вырасти на 15-20%, а услуги персонального тренинга подорожают приблизительно на 17%.
Опережающий рост расходов в целом негативно влияет на развитие фитнес-отрасли России и стабильность бизнеса.
Также отрасль столкнулась с нехваткой оборотных средств. В прошлом году завершились программы льготного кредитования малого бизнеса, ключевая ставка выросла до 21%. Это тормозит открытие многопрофильных клубов, требующих больших инвестиций. За прошлый год в России открылось более 700 фитнес-клубов, при этом большую долю среди них, — студии.
Отрасли нужна государственная поддержка:
- введение налоговых льгот и иных преференций для владельцев коммерческой недвижимости, которые предоставляют помещения в аренду фитнес-клубам;
- заморозка коммунальных тарифов;
- ограничение роста кадастровой стоимости недвижимости;
- создание новых программы льготного кредитования;
- организация индустриально-спортивных кластеров, в которые войдут производители спортивного оборудования, ученые, представители фитнес-клубов и региональных властей.
Игроки фитнес-отрасли взаимодействуют с государственными органами, предлагают профильные инициативы. По многим вопросам государство и власти регионов идут навстречу отрасли. Например, в Башкирии действует программа социального заказа по субсидированию занятий спортом для людей старше 60 лет.
Шаг 2: развитие студийного формата
Среди объектов, открывшихся в 2021-2024 годах, на студии приходится 73%, многофункциональные клубы — 11%, классические фитнес-клубы без бассейна — 9%, объекты в ТЦ — около 7%.
Студии стали самым быстроразвивающимся форматом фитнес-бизнеса, что связано с потенциально небольшим объемом инвестиций. Размер стартовых инвестиций для запуска проекта на площади от 70 до 500 кв. м зависит от вида занятий:
- от 3-5 млн рублей для организации групповых программ, например, занятий йогой, пилатесом, танцами;
- от 5-8 млн рублей для занятий боевыми искусствами, сайклом;
- до 15 млн рублей на ведение персональных тренировок с использованием специализированного оборудования.
Открытие проекта в помещении большей площади, создание спортивной инфраструктуры, бассейна обходится минимум в 10 раз дороже.
Еще одно преимущество студийного формата — локации. Зачастую, студии открываются на территории жилых комплексов, рядом с бизнес-центрами, в спальных районах с большим количеством жителей. Решающим фактором выбора локации становится доступность объекта для посетителей — расположение объекта в 10-15 минутах от дома или остановки общественного транспорта, метро, наличие парковки.
Шаг 3: рекуррентные платежи
Экономические условия меняют потребительские привычки. Люди начинают экономить, сокращают горизонт планирования. На этом фоне растет популярность рекуррентных платежей по подписке или на условиях ежемесячной оплаты. За прошлый год объекты с таким форматом оплаты показали двукратный рост. Доля продаж абонементов с подписным форматом составила 9%, в то время, как годом ранее — 4%.
В зависимости от уровня доступа, средний чек рекуррентного платежа в среднем по России составляет 2500-3000 рублей в месяц. Средняя стоимость годовой клубной карты — 30-35 тысяч рублей. Приоритетность локации для этой модели — Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники. Чаще всего такие объекты размещаются в ТЦ, используют профессиональное оборудование, автоматизированные системы. Сотрудники, как правило, отсутствуют. Исключение составляют персональные тренеры, которые приходят по запросу клиента. Клиент может сделать запрос через мобильное приложение.
Многие клубы России увидели в этом тренде возможности повышения маржинальности от продажи абонементов и стали вводить подписную модель.
Шаг 4: персонализация и кастомизация
В 2023 году активно занимались фитнесом 6,8 млн человек, а по итогам 2024 года их количество увеличилось до 7,1 млн. В занятия фитнесом все больше вовлекается молодежь, а также люди старше 60 лет. При этом в остальных возрастных группах вовлеченность почти не изменилась или немного снизилась.
Фитнес-клубы видят свое развитие в создании персонализированных программ и кастомизации услуг. Такой подход подразумевает концептуальное изменение продуктовой линейки, операционных процессов именно под клиента — от создания продукта до механизмов обслуживания. Например, персонализация включает адаптацию тренировочных планов на основе анализа данных о физическом состоянии клиента, а кастомизация позволяет выбирать формат тренировок, включая онлайн и офлайн-форматы, гибкий график занятий и индивидуальные консультации.
Современные технологии, такие как искусственный интеллект, помогают фитнес-клубам более точно подстраиваться под потребности клиентов, предлагая программы, основанные на их активности, предпочтениях и состоянии здоровья. В результате персонализация и кастомизация не только увеличивают лояльность клиентов, но и повышают эффективность тренировок.
Шаг 5: цифровой фитнес
В российской фитнес-отрасли наблюдается восходящий тренд на развитие гибридных бизнес-моделей. Они заключаются в сочетании классического формата с цифровым.
Ожидается увеличение количество цифровых студий, развитие гибридных продуктов, расширение подписчиков в приложениях с поминутной оплатой без клубной карты, сервисов для занятий с персональным или виртуальным тренером. Таким образом, услуги фитнес-клубов станут максимально доступными в любой точке мира, постепенно переходя от модели «в кармане» к модели «без стен».
На данный момент конкурентные преимущества имеют цифровые фитнес-клубы, которые интегрируются с различными высокотехнологичными мобильными приложениями.
В целом спрос на цифровые услуги растет: с 7% в 2021 году до 35% в 2024-м.
Шаг 6: гармонизация отношений с сотрудниками
Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной отрасли напрямую зависит от квалифицированных специалистов — инструкторов и тренеров по различным направлениям.
По данным Росстата, дефицит кадров в прошлом году составил порядка 1,8 — 2,1 млн специалистов. Аналитика Национального фитнес-сообщества показывает, что на конец 2024 года в отрасли по стране было задействовано 485 000 специалистов с ростом на 20 000 человек к 2023 году.
Для привлечения и удержания сотрудников фитнес-клубы используют разные методы мотивации:
- повышение заработной платы;
- премии, бонусы;
- оплата обучения и повышения квалификации;
- тренинги;
- корпоративный спорт;
- ДМС.
Одним из способов решения кадрового вопроса стало привлечение к сотрудничеству самозанятых тренеров. Однако такой формат несет риски. Налоговая может увидеть в этом попытку уклониться от налогов, не платить НДФЛ и страховые взносы. В этом случае фитнес-клубу грозит доначисление налогов.
Еще одной кадровой проблемой стал приход в отрасль тренеров, не имеющих необходимого образования, квалификации. Важным шагом в развитии отрасли стал запуск Единого реестра тренеров России. Появление такого реестра делает индустрию более прозрачной, облегчает проверку сотрудников при приеме на работу. Для тренеров регистрация добровольна, но она позволяет подтвердить свои знания, опыт, работать в рамках правового поля.
Рекомендации предпринимателям: как развивать бизнес в новых реалиях
Представителям фитнес-индустрии необходимо учитывать имеющиеся на рынке сложности и менять подход к работе:
Интеграция цифровых технологий и AI-решений. Используйте искусственный интеллект и большие данные для персонализации и кастомизации. Внедряйте VR и AR-тренировки для повышения вовлеченности клиентов и создания уникального пользовательского опыта.
Развитие гибких и гибридных форматов тренировок. Предлагайте клиентам как офлайн, так и онлайн-тренировки, включая персональные занятия через видеосвязь. Введите подписочные модели с доступом к тренировкам в удобное время, а также гибкие тарифы без жесткой привязки к абонементам. Развивайте outdoor-программы и коллаборации с внеотраслевыми компаниями, уделяя внимание корпоративному спорту.
Адаптация под новые демографические группы и запросы. Создавайте специальные программы для возрастных клиентов, подростков и людей с ограниченными возможностями. Включайте wellness-направления (йога, спа, медитация, восстановительные процедуры), которые пользуются спросом.
Усиление сообщества и лояльности клиентов. Запускайте геймификацию тренировочного процесса. Развивайте контент-маркетинг в соцсетях и создавайте познавательные программы, чтобы клиенты видели в вашем бизнесе не просто услуги, а источник экспертных знаний.
Фитнес-индустрия имеет много драйверов развития: растет интерес россиян к занятиям фитнесом, в ЗОЖ и спортивную жизнь вовлекается и молодежь, и представители старшего поколения. Однако, отрасль сталкивается и с проблемами, которые не позволили ей в прошлом году достичь прогнозных результатов в 200 млрд рублей. В первую очередь, это быстро растущие расходы, сложности с поставками и обслуживанием высокотехнологичного спортивного оборудования, недостаток оборотных средств. Решить эти проблемы поможет совместная работа представителей индустрии и государственных органов, поддержка государства.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.