ИИ, чат-боты и метавселенные активно применяются в образовательной сфере и могут стать важными конкурентными преимуществами для технологичных компаний, которые не боятся экспериментировать с новыми инструментами для повышения своей привлекательности. Онлайн-кампус НИУ ВШЭ в 2024 году начал тестировать подобные решения в маркетинговых целях. Какие результаты это принесло и как технологии меняют рынок?
Влияние технологий на рынок
ИИ делает рынок образования более адаптивным и ориентированным на индивидуальные потребности. Вузы и онлайн-школы, которые активно интегрируют технологию, получают значительное преимущество в рамках оптимизации бизнес-процессов и работы с пользователями.
Новые технологии становятся эффективными инструментами. Их влияние распространяется на все аспекты образовательного процесса, начиная с подхода к обучению и заканчивая взаимодействием студентов и преподавателей. Например, ИИ уже стал одним из ключевых факторов конкурентного преимущества для многих образовательных продуктов, делая процесс учебы более персонализированным.
Так, Coursera или Duolingo благодаря анализу достижений каждого ученика с помощью ИИ предлагают пользователям индивидуальные планы совершенствования знаний. Чат-боты, в свою очередь, стали своеобразными учебными ассистентами. Они круглосуточно отвечают на вопросы студентов, разъясняют сложные темы, помогают с расписанием и даже мотивируют продолжать обучение. На рынке последние годы стали появляться экспериментальные проекты по внедрению технологий metaverse в образовательный процесс, которые позволяют создать «стены» для онлайн-продуктов и приобрести им площадки для мероприятий.
Какие есть сценарии использования
Сценарии использования технологий для повышения привлекательности образовательных продуктов обширны и охватывают как традиционное обучение, так и инновационные подходы.
Искусственный интеллект можно принимать в разных ситуациях.
Персонализированное обучение. ИИ позволяет достаточно быстро создавать персонализированный образовательный контент, с учетом интересов конкретного человека. Это может способствовать повышению вовлеченности ученика в задание.
Диагностика знаний. В этом случае технология может выступать в качестве инструмента для самопроверки учеником или для масштабной аттестации студентов самим провайдером образования.
Создание контента. ИИ неплохо справляется с генерацией тестов, квизов, изображений, презентаций и несложных заданий, что значительно снижает нагрузку с преподавателя.
Онбординг. Чат-боты на основе искусственного интеллекта могут взять на себя часть вопросов студентов в процессе их адаптации к учебе. Это позволяет значительно разгрузить отдел поддержки, высвободив их время на решение действительно сложных вопросов учеников.
Расскажем, когда можно использовать метавселенные.
Виртуальные лекции и семинары. Использование образовательными компаниями метавселенной создаст цифровую версию образовательной среды. Подход позволит разнообразить образовательный материал и способ его подачи. Вместо обычного экрана студенты могут перемещаться по виртуальным аудиториям, взаимодействовать с преподавателями в формате аватаров, использовать интерактивные доски. Это особенно актуально для крупных образовательных провайдеров, которые хотят повысить вовлеченность студентов. Например, формат лекций в метавселенной создает эффект присутствия, делая обучение более динамичным.
Практические занятия в VR. Виртуальная реальность позволяет студентам, например, проводить лабораторные работы, моделировать различные рабочие ситуации в полностью цифровой среде. Это особенно актуально для образовательных программ в сфере медицины, архитектуры и инженерии.
Маркетинг 4.0. Метавселенные создают компаниям интерактивное взаимодействие с аудиторией для своего продвижения. Образовательные компании могут проводить в них виртуальные дни открытых дверей, экскурсии, знакомить онлайн-учеников с преподавателями. Кроме того, в метавселенных можно реализовывать партнерские мероприятия, организовывать хакатоны и профессиональные конференции.
Использование подобных инструментов становится уникальным предложением для пользователя, выделяет компанию на рынке и, конечно, оказывает влияние на образовательный опыт пользователя, предоставляя персонализацию, комфорт и быстроту получения информации. В современном мире учеба должна быть не только эффективной и качественной, но и удобной — именно эту потребность пользователя технологии помогают закрыть.
Стены для кампуса: наш опыт
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ, в рамках своего развития, активно тестирует применение новых технологий в образовательном процессе. Первые шаги мы предприняли еще в 2023 году, создав VR-квест на базе кампуса «Вышки Онлайн» в метавселенной, где каждый мог пройтись по виртуальному кампусу.
Для нас это решало несколько задач:
- привлечение внимания к открытию онлайн-кампуса НИУ ВШЭ;
- знакомство потенциальных абитуриентов в новым продуктом вуза;
- формирование убеждения, что высшее онлайн-образование ничем не отличается от классического процесса обучения и у него тоже есть свое пространство.
В период приемной кампании для маркетинговых целей он хорошо себя показал: потенциальные абитуриенты могли познакомиться с кампусом, пройтись по нему, почувствовать себя студентом в стенах виртуального образовательного учреждения.
Мы приняли решение пойти чуть дальше развлекательной составляющей и начали проводить мероприятия на базе метавселенной. На данный момент было проведен 1 квест и 2 лекции, одну из которых посвятили метанавыкам в эпоху ИИ и активно анонсировали в социальных сетях, что дало нам более 3 тыс. посещений сайта онлайн-кампуса. Помимо этого, подобный эксперимент позволил обеспечить ВУЗ цифровым многопользовательским пространством для мероприятий и ознакомления с онлайн-программами.

Оптимизация работы поддержки с помощью ИИ
Помимо метавселенной мы сосредоточились на разработке инструмента, который мог бы помочь студентам с первичной адаптацией при онлайн-обучении, а также снизить нагрузку с менеджеров-поддержки. С увеличением числа первокурсников в онлайн-кампусе НИУ ВШЭ возросла нагрузка на сотрудников, сопровождающих образовательные программы. Студенты предъявляют высокие требования к уровню сервиса, ведь обучение платное, а формат — полностью онлайн.
Чтобы сохранить качество сопровождения и предложить современное решение, мы решили внедрить чат-бот на основе ИИ для онбординга. Использование технологий искусственного интеллекта позволило создать не просто информационный инструмент, а умного помощника, который отвечает на вопросы 24/7.

Чат-бот был разработан с использованием технологий обработки естественного языка и интеграции с внутренними базами данных.
Какие задачи он решает:
- Снимает часть нагрузки с менеджеров, которые могли бы уделять больше времени персонализированной работе со студентами.
- Улучшает доступность и удобство получения организационной информации.
- Сокращает расходы на сопровождение.
Чат-бот способен отвечать на вопросы студентов, обращаясь к базе знаний, содержащей около 500 наиболее частых запросов, предоставлять быстрый ответ по таким темам, как получение студенческого билета, заказ справок. Помимо этого, через него можно направить сложные вопросы менеджерам, ответы на которые, в последующем, добавляются в базу знаний. Кроме того, бот предоставляет персонализированный контент, с помощью которого можно получить информацию актуальную для конкретной программы.
Внедрение чат-бота принесло ощутимые результаты. За первые месяцы работы им воспользовались 1271 человек — это 45% набора онлайн-кампуса в 2024 году, также он снизил нагрузку на менеджеров. Помимо этого удалось значительно снизить расходы на дополнительные ресурсы для сопровождения студентов. Мы планируем совершенствовать этот инструмент, добавив в него возможность поддержки английского языка, а также интеграцию бота с большой языковой моделью для генерации ответов.
Этот кейс демонстрирует, как использование ИИ позволяет не только повышать лояльность студентов и обеспечивать их качественной поддержкой, но и оптимизировать внутренние процессы.
Есть ли перспективы или всего лишь тренд?
ИИ в сфере образования — не тренд, а возможность перестройки процессов под требования времени. Технологии уже доказали свою эффективность. Они позволяют создать гибкую и персонализированную систему обучения, где каждый студент получает контент, адаптированный под его уровень знаний, интересы и цели. На их основе создаются чат-боты и виртуальные ассистенты, которые делают образовательный процесс более удобным, предоставляя мгновенные ответы на вопросы и снижая нагрузку на сотрудников. Метавселенные же, в свою очередь, создают эффект полного погружения в учебную среду и обеспечивают компании виртуальными площадками для взаимодействия с аудиторией в интерактивном формате. Организации, интегрирующие ИИ в образование, получают конкурентное преимущество, приобретая статус инновационных игроков рынка.
Вопрос уже не в том, стоит ли применять ИИ, а в том, насколько быстро мы адаптируемся к новым условиям и сможем предложить пользователям действительно эффективные цифровые инструменты еще при первом касании с продуктом.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.