У многих людей есть хобби: кто-то наблюдает за птицами, кто-то выращивает редкие цветы, а кто-то вяжет игрушки для себя и друзей. Такие увлечения доставляют радость, но, как правило, не становятся полноценными бизнес-проектами.
В то же самое время необычное хобби может начать приносить прибыль. Например, Иван Хафизов на протяжении почти 20 лет фотографирует резные наличники в разных городах России. Первый снимок он сделал в Энгельсе, пока был там в командировке. Затем отправился и в другие регионы, и за 10 дней посмотрел 4 области. Так он обратил внимание, что в регионах наличники разные, и стал снимать их в каждой из своих командировок.
К 2010 году Иван создал сайт, куда выкладывал свои фотографии, общался с аудиторией и выяснил, что никто прежде не собирал и не анализировал фото наличников в таком объеме. Спустя 2 года фотограф запустил свой первый краудфандинговый проект — сбор средств на создание виртуального музея наличников с фотографиями из 65 городов России. За 4 месяца инициатива собрала 118 тысяч рублей. Тогда Иван не предполагал, что запустит еще 14 краудфандинговых проектов, так или иначе связанных с его увлечением, которые в общей сложности соберут более 22,8 миллиона рублей.
Опыт Ивана Хафизова
Иван, будучи профессиональным фотографом, снимал торжества, интерьеры, проводил архитектурные съемки. В 2007 году он был в командировке в Энгельсе Саратовской области. И случайно сделал фотографию дома с резными наличниками. С течением времени количество фотографий увеличивалось, и Иван запустил с ними отдельный сайт. Постепенно его аудитория увеличивалась — люди просили сделать фотообои и открытки. К 2012 году Иван посетил уже 65 городов страны, где снял резные наличники. Так он решил сделать полноценный виртуальный музей. Чтобы проект осуществился, фотограф запустил краудфандинговую кампанию на Planeta.ru — ему требовались средства на посещение 150 городов в Центральной России и проведение в них фотосъемок. Инициатива собрала более 118 тысяч рублей, и музей был открыт.
Тем не менее только виртуальным музеем Иван не ограничился — при помощи краудфандинга он выпустил книгу о наличниках Центральной России, 10 ежегодных календарей с фотографиями и мерч своего проекта. Проектом-рекордсменом стал выпуск отдельных наборов для творчества в виде сборных моделей наличников — он собрал свыше 5,3 миллиона рублей (373% от изначально заявленной суммы). А в общей сложности 15 краудфандинговых инициатив собрали более 22,8 миллиона рублей.
Метод наблюдения
Занимаясь популяризацией резных наличников и последовательно запуская различные краудфандинговые проекты, Иван смог проверить на практике, какие продукты представляют больший интерес для его аудитории.
«Ты придумываешь концепцию и проект, выкладываешь его и аудитория принимает решение, поддержать эту инициативу рублем или нет. Например, мой проект 2018 года по печати футболок собрал чуть больше 217 тысяч рублей, и его поддержали 140 человек. Если бы проект собрал столько же, сколько и сборные модели, если бы это был взрывной рост финансовой поддержки, то я бы, скорее всего, занимался бы футболками. Но такого не произошло. Поэтому я сделал футболки и пошёл дальше».
Иван Хафизов
Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru
Самым востребованным проектом Ивана стал выпуск сборных моделей резных наличников — предметов декора, которые каждый может собрать и раскрасить самостоятельно. В общей сложности краудфандинговый проект собрал более 5,3 миллиона рублей, что составило 373% от изначально заявленной суммы, а участниками инициативы стали свыше 1,2 тысячи человек. Таким образом, видя популярность своего проекта, Иван принял решение выпускать сборные модели самостоятельно, а не отдавать эту работу на аутсорс. Автор купил станки, и примерно с этого момента его инициатива по популяризации наличников стала постоянным источником дохода.
Коммуникация — залог успеха
В рамках работы над своим краудфандинговым проектом автору необходимо продумать и стратегию его продвижения в СМИ, медиа и социальных сетях. Ведь чем больше людей узнают об инициативе, тем шире станет аудитория проекта и тем больше шанс получить необходимую финансовую поддержку.
Например, Иван, когда запускал свои проекты на Planeta.ru, принимал участие в выставках и готовил для них специальные брошюры, активно вел социальные сети и сайт. Благодаря этому все больше людей узнавали о его инициативах, что сказывалось и на поддержке краудфандинговых проектов.
«Я раздавал брошюры, выпуск которых стоил, на самом деле, копейки. И многие люди подходили, интересовались, расспрашивали, просили контактные данные и ссылки на соцсети. Тогда же я начал выкладывать в них по 2 поста в день про наличники. Я рассказывал о них, показывал фотографии, и «концентрация наличников в крови» у людей не падала. Мне кажется, цель, которая тебя ведет, заряжает и других людей, и они всячески готовы приобщиться к тому, чем ты занимаешься».
Иван Хафизов
Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru
Однако не только собственные социальные сети важны для продвижения проекта. Не меньшую роль играют СМИ и медиа, выстраивание дружественных отношений с журналистами, а также открытость к сотрудничеству. Так, например, Иван давал интервью различным изданиям: ТАСС, Ведомостям, Москвич MAG и другим — участвовал в подкастах и не отказывался от ТВ-съемок.
«Заранее составленный план публикаций и список релевантных СМИ — это важная часть подготовки любой краудфандинговой кампании, которая напоминает выпуск нового продукта любой компании. Ведь общение с журналистами даже до официального старта проекта, анонсы, материалы о запуске, промежуточных и итоговых результатах позволяют не только рассказать об инициативе широкой аудитории, но и помогают сформировать теплые отношения со СМИ. Они могут быть полезны и в долгосрочной перспективе — напоминать аудитории о вас и вашем проекте, сообщать о планах, в том числе и новых крауд-кампаниях. В конечном счете это будет сказываться на их финансовой поддержке».
Виктория Потапова
Руководитель группы PR Planeta.ru
Наиболее эффективный способ рассказывать о своем проекте, продукте или инициативе — storytelling. Причем рассказ стоит начинать со своей истории, как родилась идея проекта, как он развивается и что вы планируете делать в будущем.
В то же самое время необходимо учитывать и специфику каждого конкретного издания. Например, тематику публикуемых материалов и аудиторию медиа. Также стоит уточнить, какая информация о проекте в большей степени интересует журналистов, какой формат публикации может подойти. Это может быть новость, репортаж, интервью, экспертный комментарий и другие.
«Если заблаговременно прояснить эти детали, то шанс на успешную публикацию будет выше. Ведь таким образом вы показываете редакторам и корреспондентам, что готовы подстраиваться под специфику их издания, заинтересованы в сотрудничестве и хотите, чтобы ваше общение было плодотворным и для вас, и для них».
Виктория Потапова
Руководитель группы PR Planeta.ru
В вопросах коммуникации с аудиторией и представителями СМИ важна системность. Например ежегодный выпуск календарей, как было в случае Ивана, регулярно напоминает о его работе и привлекает внимание к проектам и продуктам.
«Ежегодность хорошо работает. Ведь благодаря тому, что я много лет постоянно поднимаю эту тему, она так или иначе фигурирует в новостях. Примерно с 2015 года и по сей день».
Иван Хафизов
Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru
Точные расчеты и стремление к цели
Уже на протяжении четырех лет популяризация резных наличников является основным источником дохода Ивана. Однако, как и любой другой бизнес-проект, подобная работа имеет свои издержки. Например, производство вознаграждений для участников крауд-кампании. И здесь важно все рассчитать заранее.
«Я всегда готовил больше лотов, чем было участников крауд-проектов. Например, если в кампании по выпуску календарей приняли участие 1 000 человек, то я печатаю примерно на треть больше. Это позволяет продавать их потом на ярмарках или через сайт. Несмотря на то, что я вкладываю часть своих собственных денег, стоимость конечного продукта, его дельта, падает. А открытие собственного производства позволяет еще лучше планировать и еще больше зарабатывать».
Иван Хафизов
Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru
Помимо скрупулезного планирования, в краудфандинге играет роль и то, что автор проекта ставит во главу угла. Например, Иван стремился не к успеху как таковому, а к достижению своей цели — чтобы как можно больше людей узнали о резных наличниках, сохранившихся в стране.
«Когда ты идешь к своей цели, ты так или иначе ее достигаешь. И, возможно, со временем придет и успех. Причем люди, на самом деле, хорошо реагируют на то, что ты идешь не за успехом, а просто горишь своей идеей. Это побуждает их интересоваться тем вопросом, которым ты занимаешься».
Иван Хафизов
Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru
Краудфандинг позволяет многим авторам, в том числе и компаниям, запускать на рынок новые продукты и переводить увлечения в полноценных источник дохода. Однако, чтобы краудфандинговый проект стал по-настоящему успешным, авторам необходимо прикладывать усилия для привлечения к нему внимания аудитории. Искреннее увлечение своим проектом, желание реализовать его — только часть этой работы. Авторам необходимо рассказывать людям о своей инициативе посредством СМИ, медиа и социальных сетей. Таким образом, при правильной подаче и анализе того, что интересно вашей аудитории, даже самое необычное хобби может стать бизнесом и приносить прибыль.
А какое из ваших хобби вы бы хотели сделать бизнес-проектом? Поделитесь в комментариях.