Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Бизнес-хобби: как Иван Хафизов собрал 23 миллиона рублей на наличниках


У многих людей есть хобби: кто-то наблюдает за птицами, кто-то выращивает редкие цветы, а кто-то вяжет игрушки для себя и друзей. Такие увлечения доставляют радость, но, как правило, не становятся полноценными бизнес-проектами.

В то же самое время необычное хобби может начать приносить прибыль. Например, Иван Хафизов на протяжении почти 20 лет фотографирует резные наличники в разных городах России. Первый снимок он сделал в Энгельсе, пока был там в командировке. Затем отправился и в другие регионы, и за 10 дней посмотрел 4 области. Так он обратил внимание, что в регионах наличники разные, и стал снимать их в каждой из своих командировок.

К 2010 году Иван создал сайт, куда выкладывал свои фотографии, общался с аудиторией и выяснил, что никто прежде не собирал и не анализировал фото наличников в таком объеме. Спустя 2 года фотограф запустил свой первый краудфандинговый проект — сбор средств на создание виртуального музея наличников с фотографиями из 65 городов России. За 4 месяца инициатива собрала 118 тысяч рублей. Тогда Иван не предполагал, что запустит еще 14 краудфандинговых проектов, так или иначе связанных с его увлечением, которые в общей сложности соберут более 22,8 миллиона рублей.

Опыт Ивана Хафизова

Иван, будучи профессиональным фотографом, снимал торжества, интерьеры, проводил архитектурные съемки. В 2007 году он был в командировке в Энгельсе Саратовской области. И случайно сделал фотографию дома с резными наличниками. С течением времени количество фотографий увеличивалось, и Иван запустил с ними отдельный сайт. Постепенно его аудитория увеличивалась — люди просили сделать фотообои и открытки. К 2012 году Иван посетил уже 65 городов страны, где снял резные наличники. Так он решил сделать полноценный виртуальный музей. Чтобы проект осуществился, фотограф запустил краудфандинговую кампанию на Planeta.ru — ему требовались средства на посещение 150 городов в Центральной России и проведение в них фотосъемок. Инициатива собрала более 118 тысяч рублей, и музей был открыт.

Тем не менее только виртуальным музеем Иван не ограничился — при помощи краудфандинга он выпустил книгу о наличниках Центральной России, 10 ежегодных календарей с фотографиями и мерч своего проекта. Проектом-рекордсменом стал выпуск отдельных наборов для творчества в виде сборных моделей наличников — он собрал свыше 5,3 миллиона рублей (373% от изначально заявленной суммы). А в общей сложности 15 краудфандинговых инициатив собрали более 22,8 миллиона рублей.

Скриншот со всеми проектами Ивана Хафизова на Planeta.ru
Скриншот со всеми проектами Ивана Хафизова на Planeta.ru

Скриншот со всеми проектами Ивана Хафизова на платформе Planeta.ru

Скриншот со всеми проектами Ивана Хафизова на платформе Planeta.ru
Скриншот проекта Ивана Хафизова по выпуску сборной модели наличника на Planeta.ru
Скриншот проекта Ивана Хафизова по выпуску сборной модели наличника на Planeta.ru

Проект Ивана Хафизова по выпуску сборной модели наличника на платформе Planeta.ru

Проект Ивана Хафизова по выпуску сборной модели наличника на платформе Planeta.ru

Метод наблюдения

Занимаясь популяризацией резных наличников и последовательно запуская различные краудфандинговые проекты, Иван смог проверить на практике, какие продукты представляют больший интерес для его аудитории.

«Ты придумываешь концепцию и проект, выкладываешь его и аудитория принимает решение, поддержать эту инициативу рублем или нет. Например, мой проект 2018 года по печати футболок собрал чуть больше 217 тысяч рублей, и его поддержали 140 человек. Если бы проект собрал столько же, сколько и сборные модели, если бы это был взрывной рост финансовой поддержки, то я бы, скорее всего, занимался бы футболками. Но такого не произошло. Поэтому я сделал футболки и пошёл дальше».

Иван Хафизов

Иван Хафизов

Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru

Самым востребованным проектом Ивана стал выпуск сборных моделей резных наличников — предметов декора, которые каждый может собрать и раскрасить самостоятельно. В общей сложности краудфандинговый проект собрал более 5,3 миллиона рублей, что составило 373% от изначально заявленной суммы, а участниками инициативы стали свыше 1,2 тысячи человек. Таким образом, видя популярность своего проекта, Иван принял решение выпускать сборные модели самостоятельно, а не отдавать эту работу на аутсорс. Автор купил станки, и примерно с этого момента его инициатива по популяризации наличников стала постоянным источником дохода.

Коммуникация — залог успеха

В рамках работы над своим краудфандинговым проектом автору необходимо продумать и стратегию его продвижения в СМИ, медиа и социальных сетях. Ведь чем больше людей узнают об инициативе, тем шире станет аудитория проекта и тем больше шанс получить необходимую финансовую поддержку.

Например, Иван, когда запускал свои проекты на Planeta.ru, принимал участие в выставках и готовил для них специальные брошюры, активно вел социальные сети и сайт. Благодаря этому все больше людей узнавали о его инициативах, что сказывалось и на поддержке краудфандинговых проектов.

«Я раздавал брошюры, выпуск которых стоил, на самом деле, копейки. И многие люди подходили, интересовались, расспрашивали, просили контактные данные и ссылки на соцсети. Тогда же я начал выкладывать в них по 2 поста в день про наличники. Я рассказывал о них, показывал фотографии, и «концентрация наличников в крови» у людей не падала. Мне кажется, цель, которая тебя ведет, заряжает и других людей, и они всячески готовы приобщиться к тому, чем ты занимаешься».

Иван Хафизов

Иван Хафизов

Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru

Однако не только собственные социальные сети важны для продвижения проекта. Не меньшую роль играют СМИ и медиа, выстраивание дружественных отношений с журналистами, а также открытость к сотрудничеству. Так, например, Иван давал интервью различным изданиям: ТАСС, Ведомостям, Москвич MAG и другим — участвовал в подкастах и не отказывался от ТВ-съемок.

«Заранее составленный план публикаций и список релевантных СМИ — это важная часть подготовки любой краудфандинговой кампании, которая напоминает выпуск нового продукта любой компании. Ведь общение с журналистами даже до официального старта проекта, анонсы, материалы о запуске, промежуточных и итоговых результатах позволяют не только рассказать об инициативе широкой аудитории, но и помогают сформировать теплые отношения со СМИ. Они могут быть полезны и в долгосрочной перспективе — напоминать аудитории о вас и вашем проекте, сообщать о планах, в том числе и новых крауд-кампаниях. В конечном счете это будет сказываться на их финансовой поддержке».

Виктория Потапова

Виктория Потапова

Руководитель группы PR Planeta.ru

Наиболее эффективный способ рассказывать о своем проекте, продукте или инициативе — storytelling. Причем рассказ стоит начинать со своей истории, как родилась идея проекта, как он развивается и что вы планируете делать в будущем.

Скриншот описания проекта Ивана Хафизова на Planeta.ru
Скриншот описания проекта Ивана Хафизова на Planeta.ru

Описание проекта Ивана Хафизова на платформе Planeta.ru

Описание проекта Ивана Хафизова на платформе Planeta.ru

В то же самое время необходимо учитывать и специфику каждого конкретного издания. Например, тематику публикуемых материалов и аудиторию медиа. Также стоит уточнить, какая информация о проекте в большей степени интересует журналистов, какой формат публикации может подойти. Это может быть новость, репортаж, интервью, экспертный комментарий и другие.

«Если заблаговременно прояснить эти детали, то шанс на успешную публикацию будет выше. Ведь таким образом вы показываете редакторам и корреспондентам, что готовы подстраиваться под специфику их издания, заинтересованы в сотрудничестве и хотите, чтобы ваше общение было плодотворным и для вас, и для них».

Виктория Потапова

Виктория Потапова

Руководитель группы PR Planeta.ru

В вопросах коммуникации с аудиторией и представителями СМИ важна системность. Например ежегодный выпуск календарей, как было в случае Ивана, регулярно напоминает о его работе и привлекает внимание к проектам и продуктам.

«Ежегодность хорошо работает. Ведь благодаря тому, что я много лет постоянно поднимаю эту тему, она так или иначе фигурирует в новостях. Примерно с 2015 года и по сей день».

Иван Хафизов

Иван Хафизов

Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru

Точные расчеты и стремление к цели

Уже на протяжении четырех лет популяризация резных наличников является основным источником дохода Ивана. Однако, как и любой другой бизнес-проект, подобная работа имеет свои издержки. Например, производство вознаграждений для участников крауд-кампании. И здесь важно все рассчитать заранее.

«Я всегда готовил больше лотов, чем было участников крауд-проектов. Например, если в кампании по выпуску календарей приняли участие 1 000 человек, то я печатаю примерно на треть больше. Это позволяет продавать их потом на ярмарках или через сайт. Несмотря на то, что я вкладываю часть своих собственных денег, стоимость конечного продукта, его дельта, падает. А открытие собственного производства позволяет еще лучше планировать и еще больше зарабатывать».

Иван Хафизов

Иван Хафизов

Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru

Помимо скрупулезного планирования, в краудфандинге играет роль и то, что автор проекта ставит во главу угла. Например, Иван стремился не к успеху как таковому, а к достижению своей цели — чтобы как можно больше людей узнали о резных наличниках, сохранившихся в стране.

«Когда ты идешь к своей цели, ты так или иначе ее достигаешь. И, возможно, со временем придет и успех. Причем люди, на самом деле, хорошо реагируют на то, что ты идешь не за успехом, а просто горишь своей идеей. Это побуждает их интересоваться тем вопросом, которым ты занимаешься».

Иван Хафизов

Иван Хафизов

Автор проектов «Клуба ценителей резных наличников» на Planeta.ru

Краудфандинг позволяет многим авторам, в том числе и компаниям, запускать на рынок новые продукты и переводить увлечения в полноценных источник дохода. Однако, чтобы краудфандинговый проект стал по-настоящему успешным, авторам необходимо прикладывать усилия для привлечения к нему внимания аудитории. Искреннее увлечение своим проектом, желание реализовать его — только часть этой работы. Авторам необходимо рассказывать людям о своей инициативе посредством СМИ, медиа и социальных сетей. Таким образом, при правильной подаче и анализе того, что интересно вашей аудитории, даже самое необычное хобби может стать бизнесом и приносить прибыль.

Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Виктория Потапова
Виктория Потапова

А какое из ваших хобби вы бы хотели сделать бизнес-проектом? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации